Иисус Христос — первый катехизатор

 
 
 

В серии роликов протоиерей Александр Сорокин рассказывает о катехизации в Феодоровском соборе.

Информация о катехизации на сайте Феодоровского собора.

Весь цикл роликов о катехизации на Ютуб-канале.

Открытые встречи перед началом катехизации: 10 сентября и 17 сентября.

Иисус Христос - первый катехизатор | Протоиерей Александр Сорокин

Часть 8. Иисус Христос – первый катехизатор

Первым и главным образцом катехизации можно смело считать Евангельскую историю. Конечно, Евангелие мы прежде всего воспринимаем как первоисточник по нашему вероучению, мы черпаем оттуда бесценный материал о том, чему учил Господь наш Иисус Христос, какие творил чудеса, что проповедовал. И Евангелие – это прежде всего весть о крестных страданиях Спасителя и Его славном Воскресении, о начале новой жизни. Но Евангелие же является и изложением того, как проходила катехизация первой христианской общины, прежде чем они составили Церковь учеников, собрание учеников.

Конечно, здесь подразумевается собрание двенадцати апостолов, а первым катехизатором в этом случае является сам Иисус Христос. Он – первый катехизатор, а двенадцать апостолов – первые катехумены, оглашаемые. И если под этим углом зрения прочитать Евангелие, то открывается очень многое: и педагогика, которую применяет Иисус Христос как катехизатор, и его терпение по отношению к поведению своих учеников, и готовность к тому, что им не все и не сразу будет понятно. С другой стороны, и ученики себя ведут вполне типично для катехуменов, проходящих этот период катехизации от начала к определенной цели, о которой они точно ничего не знают и не подозревают, чем все это закончится.

Кстати, продолжительность периода служения Иисуса Христа в кругу учеников сравнимо с тем оптимальным периодом, в течение которого катехизация проходит в Церкви (несколько месяцев). Если сравнивать между собой все четыре Евангелия, то мы увидим, что хронология служения Иисуса Христа (с того момента, когда он призвал своих учеников, и до Его славного Воскресения) насчитывает от нескольких месяцев до нескольких лет. И вот в пределах этого периода варьируется и продолжительность катехизации, если под ней понимать такой развернутый период со своими определенными этапами, со своей логикой, со своей педагогикой.

Поведение учеников, первых катехуменов, типично и для современных оглашаемых с их вопросами, «глупыми» или не очень. Правда, глупых вопросов тут и вовсе не бывает. На самом деле, «глупые» вопросы являются, как правило, в конечном итоге очень глубокими, важными, точными и нужными, созвучными с вопросами других участников. И возможно, что сидящий рядом сосед по катехизации и не догадался бы задать этот вопрос, а для него он оказывается не менее актуален. Вопросы, с которыми ученики обращаются к Иисусу Христу в Евангелии, оказываются актуальными для всех, кто вступает в Церковь, кто делает в ней первые шаги, они актуальны во все времена. Это вопросы и о жизни, и о вере, и о Боге, и о Царствии Небесном – обо всем том, чему Христос учил как о той главной ценности, ради которой Он пришел в мир и собрал учеников.

При всей разнице четырех Евангелий призвание учеников и «работа» Христа с учениками являются неотъемлемой частью Евангельской истории как таковой. Вслушиваясь в эти диалоги Христа с двенадцатью учениками, вчитываясь в их вопросы и ответы Христа, мы черпаем для себя неиссякаемый материал для катехизации и в наши дни.

В завершении хочу сказать следующее. Если строить жизнь прихода вокруг катехизации, то настоятель как первое лицо прихода (подобно тому, как Христос был главным катехизатором для своих учеников) должен исходить из того, что это его личное, самое важное и самое ответственное служение, которое он несет в приходе ради тех, кто приходит в Церковь.