Вера и/или дела?

 
Джованни Ланфранко. «Чудо хлебов и рыб».1624–1625. Национальная галерея Ирландии. – Христос творит добрые дела
 
 
Джованни Ланфранко. «Чудо хлебов и рыб».1624–1625. Национальная галерея Ирландии. – Христос творит добрые дела

Календарный этюд Юрия Рубана

5 ноября (23 октября по старому стилю), – память «Апостола Иакова, Брата Господня по плоти», – читаем мы в Православном календаре. Он назван так потому, что его мать приходилась родственницей Деве Марии. По преданию, Иаков стал первым епископом Иерусалимской общины и мученически погиб от рук еврейских законников в 60-е годы, незадолго перед разрушением Иерусалима и сожжением Храма римскими войсками (70 г.). Так он воплотил в себе трагедию иудеохристианства, пытавшегося строго согласовать предписания традиционного Закона (Торы) с евангельскими Заповедями (впрочем, это особая тема).

Апостолу Иакову усвояется авторство одного из «Соборных посланий», входящих в состав Нового Завета (второго, собственно христианского, раздела Библии). Его именем также надписывается древняя Литургия Иерусалимской Церкви, в минувшем веке вошедшая и в российскую практику.

Вера и/или дела?

Святой Иаков, брат Господень. (Греческая икона). – «Апостол добрых дел»

 

Вера и/или дела?

Мученическая кончина апостола Иакова.Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

В своём послании Иаков полемизирует с христианами, гордившимися своей отвлечённой верой, но забывавшими о необходимости конкретных повседневных добрых дел по отношению ко всем окружающим. Он пишет: «Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет. Может ли такая вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не дадите им необходимого для тела, – какая польза? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». И далее он иронизирует над своим собеседником: «Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут» (2:14-19). Действительно, злые духи – эти падшие ангелы – «истинно верующие», они ничуть не сомневаются в существовании Бога (в отличие от многих людей!), но их это не спасает – лучше от своей веры они не становятся.

Так выясняется сущность библейского понятия «вера»: это не философское признание какого-то «Высшего начала» в духе Канта; это не вера в Бога, а вера Богу, то есть верность и доверие живому личному Богу (*). Такой действенной веры многим из нас катастрофически недостаёт.

Вера и/или дела?

Апостол Павел. Икона Андрея Рублева из Звенигородского Деисусного чина, 1410–1420. Государственная Третьяковская галерея. – «Апостол веры»

Примечание

(*) Часто надуманная антиномия «вера или дела?» – общее место в популярной богословской литературе. При этом резкие высказывания апостола Павла в адрес сугубо религиозных «дел Закона (Торы)» вырывают из контекста и придают им несвойственно широкий характер. Это заблуждение. Но даже если речь идёт о добрых делах житейского милосердия, как здесь у апостола Иакова, то противоречия нет. Для апостола Павла «вера без добрых дел любви и милосердия невозможна и немыслима». Ему «даже в голову не приходило, различая «веру» и «дела», отделять одно от другого. Высказывание апостола Иакова «вера без дел мертва» столь же справедливо и для апостола Павла», – поясняет отец Ианнуарий. Смотрите его превосходную проповедь, помогающую разобраться в этой искусственной антиномии: Ианнуарий (Ивлиев), архим. Верой или делами? // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. № 10/2007 (93).

Вера и/или дела?

Апостол Иаков, Брат Господень. Икона в нижнем храме Феодоровского собора. Иконописец архимандрит Зинон (Теодор). 2011 год.