Проповедь в праздник Обрезания Господня

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю перед Богоявлением

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему?

50 Но они не поняли сказанных Им слов.

51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Лк.2:20-21,40-52

 

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Мк.1:1-8 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В первом сегодняшнем евангельском чтении мы слышим продолжение рождественской истории. После ухода пастухов над Христом совершается обрезание – то ритуальное действие, которое составляет важнейший знак вступления в завет с Богом в Ветхом Завете начиная от Авраама. Мы видим, что Богомладенец, приходя в человеческий мир, принимает не только какие-то отдельные составляющие этого мира, но всю человеческую жизнь, как бы переживая ее изнутри, в самых разных проявлениях, в том числе и в тех формах, которые были обычны в то время, поскольку без этого знака Он не мог бы войти в народ Божий – в народ ветхозаветный, в народ Завета, и не имел бы права говорить в этом народе, от лица этого народа и к этому народу.

Но вместе с тем мы видим, что Слово приходит в мир очень творчески. И, принимая какие-то внешние знаки, Оно какие-то уничтожает, какие-то преображает. И вот этот знак обрезания, как мы видим, очень быстро уйдет из христианской Церкви. Апостол Павел уже в Послании к Галатам скажет: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Мы увидим дискуссии в Книге Деяний, нужно ли обрезание для ранней Церкви, и Церковь на своем соборе скажет, что оно не нужно. И Сам Христос следующим праздником, который мы вскоре будем отмечать, – Крещением (а о нем уже предварительно говорит второе сегодняшнее евангельское чтение), отменяет обрезание и ставит на его место Крещение как знак вступления в народ уже Нового Завета – тот знак, то таинство, которое принял каждый из нас, находящихся здесь, в храме.

Вместе с обрезанием мы видим, что Христу дается имя Иисус – то имя, которое провозгласил ангел. И до сих пор, если мы откроем наш Требник – это та книга, в которой находятся чинопоследования таинств, – мы увидим «Молитву восьмого дня» – молитву наречения имени младенцу и одновременно призывание над младенцем имени Бога.

Мы видим, что эта традиция очень древняя, поскольку уже Адам нарекает имя всем животным, тем самым как бы выражая сущность каждого из них и одновременно получая некую власть, некий контроль над тем, кого и как он называет. И если мы почитаем Ветхий Завет, то увидим, что часто ветхозаветные имена имеют особенный смысл. Родители своим детям дают имена не просто потому, что они популярны или красивы, а по каким-то событиям. И вот имя Иисус означает «Бог помогает», «Бог спасает», «Спаситель», и это имя, с одной стороны, как бы ставит Его уже на особое служение, с другой стороны, мы видим, что это имя, неподконтрольное человеческой власти, оно неподконтрольно человеческой силе, оно находится под властью одного только Бога.

В первом евангельском чтении мы видим некий прыжок: после этих восьми дней, после такого ритуального вступления, ритуальной инициации, когда человек становится уже полноценным членом ветхозаветного народа, начинается еще одна инициация – еще одно личное «поставление» на новую ступень своей собственной, осознанной, христианской, богословской, богослужебной жизни. И происходит это в возрасте 12 лет.

В иудаизме и тогда и сейчас этот возраст был возрастом перехода. В 12-13 лет над еврейским мальчиком совершается обряд «бар-мицва» – «сын заповеди». Во время этого обряда мальчик впервые читает текст Торы, может произносить какую-то свою первую проповедь, то есть становится религиозно совершеннолетним. И все то, что над ним было совершено в возрасте 8 дней, должно теперь проявиться в его личной жизни.

И мы видим, что действительно в жизни Христа это проявляется довольно-таки необычным и болезненным, наверное, образом. Образом, который по-человечески, педагогически, наверное, знако՛м каждому родителю, у которого были или есть дети-подростки. Когда происходит самое, наверное, страшное и тяжелое, что может быть в жизни родителей: ребенок теряется, он уходит, никого не предупредив, а мобильных телефонов, как мы понимаем, тогда не было.

И вот мы видим, что три дня родители ищут Иисуса и находят совсем не там, где они хотели. Они думали, что Он находится где-то рядом с родственниками, рядом со знакомыми, но Иисус… в храме. И Он говорит довольно жесткие и больные для родителей слова, тоже, наверное, такие слова в той или иной форме слышали и слышат родители от своих подрастающих детей. Слова о том, что теперь начинается особый личный поиск, а для Иисуса это поиск или, точнее, открытие Небесного Отца, уже не земного отца и не земной матери, а открытие Небесного Отца, о Котором Он будет говорить позже.

Мы видим, что это открытие происходит в форме диалога, где Христос вопрошает учителей, слышит их ответы и начинает говорить с ними. С теми, с кем Он будет говорить позже: дискутировать, обличать, задавать вопросы, на которые они не смогут найти ответа и т.д., и это станет сутью Его более позднего, уже общественного, свидетельства. И вот этим эпизодом Христос показывает (одним-единственным эпизодом, другие евангелисты ничего не говорят об этом периоде Его жизни), что люди не могут и не должны пытаться «втиснуть» Бога в свои человеческие рамки. Люди не могут сказать Богу: «Ты должен быть здесь». Они не могут сказать Христу: «Я ищу тебя здесь – значит ты должен находиться там, где я считаю, что ты должен быть в этот момент». Наоборот, Христос может находиться там, где мы себе это даже не можем представить!

Этот эпизод в храме дает нам ответ на один из вопросов: «А где же найти Христа?». А Он находится в храме, Он находится в общине, которая читает Его Писание. В общине тех, кто задает вопросы и пытается найти искренние, честные ответы на вопросы своей жизни – своим диалогом с Богом и друг с другом.

Тем самым мы видим переход к еще одному «поставлению» на служение, еще к одной инициации. И второй евангельский отрывок говорит о том, что произошло уже через 18 лет.

Мы не знаем, как жизнь Христа выглядела на протяжении этих 18 лет, но в чтениях ближайших дней праздника Крещения Господнего мы увидим Его ведущим еще один диалог. Диалог с Иоанном Крестителем, который тоже хочет поместить Его в свои понятные человеческие рамки. Иоанн тоже будет спорить с ним, он будет задавать ему вопрос: «Зачем Ты приходишь ко мне?», «Ты не можешь принимать от меня крещение, наоборот я должен принять это крещение от Тебя». И мы услышим слова Христа: «Оставь, оставь эти возражения Богу, давай совершим ту правду, ту праведность, ради которой Я и пришел в мир».

Таким образом, дорогие братья и сестры, два сегодняшних евангельских отрывка говорят о том, что то, ЧТО мы приняли, может быть, в детстве как неосознанное таинство – Таинство Крещения, должно каким-то образом лично выразиться в нашей жизни. Выразиться через поиск, выразиться не через то, что мы пытаемся поместить Бога в те или иные рамки, которые приятны и понятны нам, а через, наоборот, раздвижение рамок своей жизни.

И тогда вот в этой неожиданности, в том, что очень часто мы даже не можем себе представить, мы действительно услышим голос Христа. И сможем лично ответить на него.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Младенца приносят в храм. Мальчик Иисус среди учителей Закона. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/