Призвание Нафанаила

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 Ин.1:43-51

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

 

Время Великого поста, дорогие братья и сестры, – время размышлений, время богомыслия, как говорят христианские авторы. Богомыслие не в том смысле, что мечтать о чем-то божественном, а в том, чтобы стать богословом. Потому что богословие состоит не в рассуждениях и не в словах, а в искусстве видеть реальность твоего мира, то, что составляет твою жизнь сиянием божественного присутствия. Быть богословом — это видеть и уметь читать жизнь в свете божественного присутствия, в свете божественного откровения. Время Великого поста как время подготовки к Пасхе как раз приглашает нас посвятить этому время и силы, поэтому сегодня, размышляя над евангельским чтением, попробуем хотя бы чуть-чуть погрузиться в грамматику языка евангелиста Иоанна, увидеть, что понимали в этом тексте его первые ученики, древние христиане.

Ведь он говорил им о чем-то очень конкретном и очень живом. Было понимание, которого современный человек лишен просто потому, что живет совершенно другой жизнью. Всегда увлекательно войти во внутреннее общение с тем, кто что-то понимает, тогда вдруг как будто чужое сновидение становится частью твоего мира, раздвигаются границы. Тем более, когда речь идет о чем-то очень важном, что имеет самое непосредственное отношение к самому тебе, при этом часто, к сожалению, оставаясь чем-то внешним.

Сегодняшнее чтение из апостола Павла показывает потрясающие ощущения человека, который видит перед собой галерею великих персонажей, пророков, праведников, отцов семейства, матерей, мучеников, героев. Это часть твоего прошлого, они часть самого тебя. И они являются не просто свидетелями, а как бы говорят: «Ты нашего рода, поэтому при том, что тебе предстоит совершить в жизни, мы будем рядом с тобой, всегда». Сегодняшнее евангельское чтение во многом пересекается с этим ощущением. Поэтому важно понять язык и грамматику евангелиста Иоанна.

На первый взгляд, мы слышим просто увлекательную историю, которую можем пересказать, но она остается для нас экзотической, странной. Увлекательной, но непонятной.

Первое, что здесь бросается в глаза, — то, что Христос приоткрывает Свою тайну. Он говорит о Себе, что Он «новая лестница» Иакова, та лестница, по которой спускаются и поднимаются ангелы, та лестница, которая соединяет собой небо и землю. Если вы хотите представить картинку, то не думайте о приставной лестнице – это скорее винтовая башня, зиккурат, по которому действительно можно подняться на небо и спуститься на землю. Христос — новая ось мира, которая соединяет небо и землю. Это главный образ, который возникает в сегодняшнем евангельском чтении, а потом повторится в эпизоде с Никодимом. Там Христос скажет о Себе как о «медном змии», той же самой вертикали, той же самой оси, которая соединяет и божественный, невидимый мир и мир земной. Ведь после того, как умолкли пророки, небо и земля будто остались чуждыми друг другу, небеса закрылись, умолкли, и земля пребывала в состоянии опустошенности и сиротства. Но Христос эту ситуацию исправляет — Он и есть та новая лестница.

Конечно, самый потрясающий персонаж здесь — это Нафанаил. Евангелист рассказывает о каждом из своих любимых героев, как бы улыбаясь и говоря нам: «Ты – Нафанаил, узнай себя в нем. Я рассказываю историю твоей души, о том, как в нее стучится Бог. Сумеешь ли ты понять, сумеешь ли ты принять, открыть и откликнуться на тот зов, который Я обращаю к тебе?» О Нафанаиле сегодня говорится, что он истинный израильтянин, в котором нет никакого лукавства. Слово «Израиль» – это имя Иакова, именно поэтому в конце возникает образ лестницы Иакова. Но в этом новом Иакове нет лукавства.

Тут мы вспоминаем историю братьев Иакова и Исава, и у нас легко возникает сомнение: разве хитрость — это не про Иакова? Но в Книге Бытия говорится о том, что Иаков был «праведен и жил в шатрах». Истинный израильтянин, в котором нет никакого лукавства — это человек, который способен к размышлению. Ведь хитрость иногда не является чем-то отрицательным, это, наоборот, способность ума видеть то, что другие не видят. Поэтому, в отличии от своего брата, Иаков не хищник, не охотник, он человек мирный, праведный, его любит мама, его любит Бог.

И вот в Нафанаиле оживает его предок — для того, чтобы принять обетование о том, что Христос новая лестница Иакова. Этот отрывок еще и переворачивает наше представление о времени и пространстве. Когда Христос говори Нафанаилу: «Я тебя видел», — Он видит наше прошлое. Но на самом деле прошлое — это не то, что прошло. Прошлое нас ждет всегда впереди. Самое главное, что совершалось в прошлом, — это на самом деле пророчество и прообраз того, что нас ждет впереди в нашей судьбе. И для Христа прошлое — это будущее. Он знает человека, Он знает не только прошлое, не только во времени, но и в пространстве. И этот образ неба и земли, которые вдруг открываются друг для друга, — знак того, что вместе с воскресением Христа устанавливается новый мир, новая вечность. И в центре стоит вот эта лестница Иакова.

Древние христиане для того, чтобы лучше понимать слова Писания, составляли сборники изречений, сгруппированных по тематическому принципу. Например, были высказывания пророков или воспоминания о том, что говорил Христос на тему креста или древа, на тему камня, на тему воды. И одной из тем была тема вертикали между небом и землей.

Хотел бы вам загадать загадку — вы понимаете, что значит «много званых, но мало избранных»? Часто кажется, что это как будто не про нас, ведь избранные — это какие-то другие. Мы среди званых, но избранных все-таки единицы. Но на языке евангелистов, на языке Христа это одно и то же: все званые и все избранные. Не все сумели осуществить свое призвание, поэтому таких немного, и эту тему мы видим в образе ангелов сегодняшнего отрывка.

Кто эти ангелы, которые спускаются и поднимаются? Очень трудно выкинуть из головы фольклор и все присказки, которые рассказываются про ангелов. В Евангелии от Иоанна есть важный набор фрагментов, являющихся частью целого. Есть кусочки хлеба, которые собирают в 12 корзин, есть разрозненные ветви и кисти винограда от одной лозы, есть овцы, которые рассеялись, есть детишки, которые потеряны и их нужно собрать воедино. Христос есть тот, кто рассеянное, фрагментарное собирает воедино. И для нас это вопрос не какого-то философского созерцания, а вопрос нашего счастья.

Что такое счастье? Счастье — это быть частью целого, сопричастным радости и боли тех, кто тебя окружает. И Евангелие — это книга о ближних, о любви к ближнему. Самый главный месседж Евангелия — это послание любви, когда люди перестают быть другими, когда эти фрагменты, эти ангелы, которые лишь фрагменты Слова, Логоса, вдруг образуют единое целое. И именно для этого приходит Христос на Землю.

Последний штрих к сложному языку евангелиста Иоанна — Христос называет себя «Сыном человеческим». Тут нам тоже трудно представить, что слово «человек» — одно из Божественных имен. Но это нужно понять, иначе вы никогда не поймете Евангелие от Иоанна. Это тот первый Адам, первый человек первой главы Книги Бытия, первозданный Адам, который есть совершенный образ и подобие Бога. Святые отцы говорили: «Это и есть воскресший Христос — вот тот самый первозданный Адам». Он одновременно и мужчина, и женщина!

Мужское и женское — это совсем не то, о чем говорят феминистки или другие люди, отстаивающие гендерные различия или наоборот. Мужское и женское означает, что есть Христос и есть экклесия, есть человечество. И это единое целое. В послании Евангелия, в богословии христианства это образ того, что Христос пришел собрать воедино рассеянное, потерянное. Так же, как мы в своих страстях и переживаниях очень часто становимся потерянными, рассеянными. Вот все это собирается воедино, по словам Христа: «Когда Я буду вознесен, Я всех привлеку к Себе, все станет единым целым».

Вот это и есть послание любви, послание счастья. Тот секрет, которым Христос поделился с нами — Своей мудростью, Своим видением того, что есть человек и что есть человечество. Своим видением того, чем мы являемся друг для друга. Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Филипп и Нафанаил. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/