Призвание Филиппа и Нафанаила

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 1-ю Великого поста.

На другой день захотел Он идти в Галилею и находит Филиппа. И говорит ему Иисус: следуй за Мною.
Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра.
Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета.
И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: иди и посмотри.
Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот, воистину, Израильтянин, в котором нет притворства.
Говорит Ему Нафанаил: откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя.
Ответил Ему Нафанаил: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: «Я видел тебя под смоковницей», ты веришь? Увидишь больше этого.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого.

Ин.1:43-51

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 

Дорогие братья и сестры! 

Великий пост – это время учения, время школы. Церковь готовит нас к Пасхе. И для того чтобы по-настоящему вместить в себя ликование и радость о воскресении Христа, необходимо проделать некоторый путь и некоторый труд. 

Каждое воскресенье Великого поста посвящено какой-то особой теме, связанной с самим Постом. Это помогает нам подготовиться к празднику, войти в Пасху Христову.

В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество православия, оно связано с восстановлением иконопочитания. Сегодня Церковь напоминает нам о том, какое место в духовной жизни христиан занимают иконы. Стоит по-настоящему задуматься: а в чем состоит смысл иконы? Для людей, которые приходят извне, иконы могут быть просто украшением, иконы могут обладать художественными достоинствами, которые человек, имея вкус и образование, способен ценить. Но что такое икона для верующего человека?

Сегодня евангельское чтение проводит удивительную параллель: икона – это то, что являет Бога. Не нужно думать, что мы видим какое-то физическое изображение, что Бог именно такой, каким Он запечатлен на иконах. Икона – это то, что позволяет нам «увидеть» Его по ту сторону красок, по то сторону мастерства иконописца. Помогает почувствовать некоторое Присутствие, войти в Присутствие.  Не только ты смотришь на икону, но в какой-то момент икона начинает видеть тебя.

На иконах изображают прежде всего Христа как Богочеловека, ведь Он явил Отца. Изображаются и святые, потому что в каждом святом каким-то образом просиял Господь. Что отличает верующего человека от неверующего? То, что верующий как будто ожившая статуя. Неверующий человек может быть интересен своими физическими или интеллектуальными качествами, но в нем как будто отсутствуют особые искры жизни, сияние, которое отличает человека верующего. Потому что человек – это всегда то, что за ним стоит, Кто за ним стоит.  Итак, что отличает верующих людей? То, что за ними всегда стоит воскресший Христос. 

И сегодняшнее евангельское чтение очень интересно переплетается со всеми этими темами. Вначале возникает апостол Филипп, один из первых, кто пошел за Христом. И это тот самый Филипп, который на Тайной вечере скажет Христу: «Господи, покажи нам Отца, и довольно». Потому что Филипп, даже пройдя путь вместе со Христом, на Тайной вечере по-прежнему думает, как и многие из нас, что Бог – это то, что можно увидеть внешним взором, то, что можно показать физически. На что Христос отвечает: «Уже столько времени Я с вами, и ты говоришь, что не видел Отца». Потому что Христос являет. И тот, кто рядом со Христом, по-настоящему познает Бога. Тут ключевое слово «ви՛дение». 

Икона – это то, что позволяет увидеть Бога, познать Его, оказаться в Его присутствии. Она создает пространство для молитвы таким образом, что это становится со-общением. Не только ты видишь Бога, но и Бог видит тебя; не только ты говоришь Богу, но и Он отвечает тебе. И теперь главный, интригующий вопрос: а что это такое – «видеть»? Вообще, если найти точку входа во вселенную Иоанна Богослова, дверь, в которую можно войти и оказаться в центре этой вселенной, то это и будет понятие «видеть». 

Так что такое «видеть»? Все хотят видеть Христа, но многие Его видят, не видя. А жизнь того человека, кто Его вдруг увидел, меняется. Да, это все может казаться слишком теоретическим, но это все имеет самое прямое отношение к практической жизни, к христианской жизни. 

Христианин – это тот, кто способен увидеть сияние Бога, присутствие Бога во всем, что его окружает. Иногда не только увидеть, но и привнести через себя – в повседневной жизни со своими ближними, которые могут быть симпатичными или невыносимыми, с коллегами по работе, в отношениях со случайными людьми на улице, с христианами и нехристианами. Видеть, как Бог действует в твоей жизни, есть самое интересное и самое существенное. Иначе ради чего нам жить? Это то, что наполняет жизнь ароматом, радостью, смыслом.

Пример того, как можно увидеть присутствие Бога в повседневной жизни, –это история Нафанаила. Каждый, кто вчитывается в то, что с Нафанаилом произошло, понимает, что это случилось и с тобой. Если вы внимательно вслушиваетесь, то увидите человека, которого не проведешь: это человек скептический, что для современного человека очень актуально. Люди устали, даже молодые люди, которые еще ничего в жизни не совершили, уже устали, да и в любом возрасте. Это уже разочарованные люди, и ничем их не удивишь. Нафанаил – тоже человек, которого не проведешь на какой-то глупости, он не пойдет просто так за тобой, ему нужно что-то подлинное. Но в нем еще не перегорел огонь. Вера – это и есть огонь. 

Но как узнать Христа?  Нафанаил Иисуса видел, но он Его и «не видел», потому что не узнал. Как же происходит это узнавание? Надо сказать, что Христос, и вообще Бог, открывает себя не как кто-то, кто пребывает по ту сторону галактик и оттуда управляет Вселенной, а как Тот, Кто находится в самом эпицентре твоей жизни. И поэтому история Нафанаила, его разговор со Христом – все это говорит о чем-то, что касается только Нафанаила, что только он сам про себя знает. И вот этот замечательный образ в словах Христа, который потрясает Нафанаила: «Я тебя видел под смоковницей».

Поэтому, когда вы встречаете Бога, Он вас находит под вашей смоковницей! У каждого она своя. Это могут быть какие-то болезненные отношения с кем-либо, которые вдруг исцеляются; это может быть какая-то радость, которая сохраняет свое сияние в течение оставшейся жизни. Под своей смоковницей – там, где ты по-настоящему присутствуешь, где ты способен принять Бога.

Поэтому сегодня, совершая воспоминание о празднике восстановления иконопочитания – Торжества православия, задумавшись о том, что такое икона для твоей духовной жизни, для молитвы и как она становится дверью к тому, о чем сегодня рассказывает Евангелие, важно осознать, что такое «по-настоящему видеть Бога». Ведь жизнь человека имеет единственный смысл – видеть Бога. И блаженство святых – это созерцание Бога. И не только когда-то потом, в каких-то других измерениях, но уже здесь и сейчас, в повседневной жизни.  Это замечательное искусство, и Церковь нас приглашает к тому, чтобы овладеть им. 

Аминь. 

Текст подготовил Владислав Рахматулин

Филипп и Нафанаил. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить здесь.