Пророчество о Страшном суде

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю Мясопустную, о Страшном суде

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мф. 25:31-46

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Евангельское чтение «о Страшном суде» – так называется сегодняшнее воскресенье – читается не только сегодня, оно будет читаться на Страстной седмице за несколько дней до Пасхи. Тем самым уже сейчас, в эту подготовительную неделю, в это предпоследнее воскресенье перед началом Великого поста, наши мысли обращаются к событиям Страстной седмицы и вместе с тем к событиям Пасхи.

Если посмотреть на 25 главу Евангелия от Матфея, в которой содержится повествование о Страшном суде, то этому предшествует еще две притчи: притча о десяти девах и притча о талантах. Тем самым речь идет о выборе, о бодрствовании, о внимании к своей собственной жизни. Об этом же выборе напоминали нам два предшествующих воскресенья. Выбор мытаря и выбор фарисея, выбор правильной молитвы, выбор правильного взгляда на мир, на близких, выбор правильного масштаба. Выбор младшего и старшего сына. И в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим: «Придите, унаследуйте уготованное вам Царство». То же самое было и там, где отец делит наследство и каждый из детей по-своему – правильно, неправильно, непонятно еще, кто более правильно – распоряжается тем, что он получил от отца. И вместе с тем мы видим в сегодняшнем евангельском повествовании, что этот выбор не подразумевает чего-то большого, чего-то великого, чего-то грандиозного.

Действительно, когда мы читаем жития святых или биографии каких-то великих деятелей, то думаем: «Да, вот это подвиги, да, вот это социальные преобразования или реформы, достижения!» Притча говорит совершенно о другом. Она говорит о внимании к мелочам, о внимании к малым сим не в плане каких-то людей, которые меньше нас, а о внимании к малым обстоятельствам нашей жизни, о которых мы очень часто забываем и на которые Церковь как раз призывает нас обратить внимание во время Великого поста.

Да, за красивой великой перспективой и историей Церкви и, может быть, трагической и вместе с тем тоже прекрасной историей человечества мы забываем о том, что вся эта история состоит из жизни конкретных людей. Кого-то мы знаем по имени, кого-то не знаем, но каждый из них, как мы видим сегодня в евангельском чтении, дорог Богу. Поэтому, по сути дела, и вся христианская жизнь состоит из того же самого.

Как увидеть Христа, как понять, что в тех людях, с которыми мы встречаемся, присутствует именно Он? На самом деле очень просто: если постараться в рамках этого внимания, прежде всего великопостного внимания, понять, что все обстоятельства моей жизни, все люди, с которыми я рядом нахожусь на протяжении дня, все близкие и дальние, знакомые и незнакомые – это те, кто послан мне Богом. Послан для чего-то, для того, чтобы я вот в этой повседневности, в этой, может быть, серости человеческих будней мог делать выбор, о котором сегодня притча говорит.

И действительно: мы видим, что здесь речь идет не о том, что они оправданы, что как бы «заработали» спасение. Они не просто говорят: «Ага, Господи, вот я накормил 5 голодных, посетил 10 находящихся в темнице, и вот, пожалуйста, я предъявляю Тебе счет, сейчас Ты должен мне даровать вот это спасение». А они удивляются, они даже не совсем понимают, почему спасаются.

Так что речь идет о своего рода привычке в хорошем смысле этого слова, о некоем христианском рефлексе, который возникает в нашем сердце совершенно необдуманно. Не потому, что мы хотим заработать спасение, а потому, что если мы действительно соприкоснулись с любовью Божьей, с той любовью, которую ощутил мытарь в притче, с той любовью, которую ощутил блудный сын, мы не можем не реагировать в нашем сердце на то, что видим. Мы не можем не реагировать именно с точки зрения вот этой принятой нами любви, которую в сердце сохранить невозможно. Она там просто испортится, она закиснет, она будет живой только в том случае, если мы сможем из нашего сердца ее дальше дарить, ею делиться. И тогда она будет не уменьшаться, а только увеличиваться.

И вместе с тем название сегодняшнего воскресного дня, которое мы видим в церковном календаре, – «о Страшном суде» – тоже интересно. Нигде в Священном Писании мы не видим наименования «Страшный суд», скорее «последний суд» или «суд Божий». Это, мне кажется, некая перекличка со следующим воскресеньем, когда мы будем воспоминать Адамово изгнание. Слово «страх» впервые используется в Священном Писании, когда Адам прячется от Бога, когда он слышит голос Божий и говорит: «Я услышал голос Твой и убоялся».

Поскольку суд – это не просто наделение Адама или наделение тех, кто идет по правую или по левую сторону какими-то ярлыками, это не просто разделение на две группы, но это констатация того, что происходит внутри человека. И поэтому сам Адам говорит о том, что для него эта встреча становится страшной. Поскольку глядя на Бога или слыша Его голос (что мы видим в сегодняшней притче), глядя на тех людей, с которыми мы поступили так, как говорит сегодняшний текст, или поступили противоположным образом, мы видим в зеркале этих людей самих себя. Такими, какие мы есть сейчас на самом деле.

И в древней Церкви тоже, если мы почитаем Апокалипсис и ранние христианские тексты, как раз суд для христиан был не столько страшным, сколько радостным, поскольку это была встреча. Ранние христиане, как мы читаем в Апокалипсисе, говорили: «Гряди, Господи Иисусе, приди, Господи, мы ждем Тебя, мы готовы к этой встрече! Мы стремимся к ней. Для того чтобы эта встреча произошла, мы живем и умираем, как бы ежедневно свидетельствуя о Евангелии нашей жизни. Поскольку мы не знаем, когда Ты придешь, может быть – сегодня ночью, может быть – завтра, может быть – через несколько месяцев или лет, но мы готовы к этой встрече».

Ситуация постепенно меняется, вот эта эсхатологическая ранняя устремленность уходит, и мы видим, что уже в начале третьего века североафриканский автор Тертуллиан напишет в своей Апологии: «Мы молимся об отдалении конца». То есть меняется ситуация, и христиане уже молятся о том, чтобы конец пока не наступал. Чтобы мы еще пожили немного вот в этих человеческих рамках. И действительно в этом случае суд становится страшным, встреча становится страшной, все страшное, все какое-то непонятное и пугающее нас, мы хотим его немного отодвинуть по времени, чтобы оно не мешало, чтобы оно не вторгалось в нашу сегодняшнюю повседневную реальность.

Тексты богослужебные, которые мы вчера слышали и сегодня пели, они действительно изображают вот этот страх и ужас грядущего суда. Но, наверное, самое страшное и самое честное на этом суде будет то, что мы сегодня слышали – образно говоря, «книги разгибаются и тайны являются», то есть книги, где записана образно жизнь каждого из нас, предстанет перед всеми людьми – близкими, дальними, знакомыми и незнакомыми – именно такой, какой она была на самом деле. Не такой, какой мы ее пытались другим представить, не такой, какой мы пытались ее завуалировать и закрасить какими-то привлекательным красками… И вот это и будет настоящий суд, встреча с Богом и встреча с человеком, с человеком в широком смысле этого слова.

Поэтому, предлагая это чтение перед началом Великого поста, Церковь призывает нас задуматься: а вот если эта жизнь полностью откроется, что во время наступающего поста я хотел бы по-настоящему изменить? Изменить не просто потому, что я боюсь суда. Евангелие не пугает нас этим судом. Но что я могу сделать для того, чтобы, подобно ранним христианам, суд стал не страшным? Чтобы суд открылся для нас как радостный пир Агнца, как радостный брачный пир, предвосхищением и началом которого является каждая Божественная Литургия, в том числе и та, которую мы совершаем с вами сегодня.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Пророчество о Страшном суде. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа

 


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/