Суд над народами

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю мясопустную.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мф. 25:31-46

 

Суд над народами. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сейчас продолжается празднование Сретения Господня – встречи, которая произошла между Симеоном-Богоприимцем и младенцем Христом в Иерусалимском храме 2000 лет назад. Но сегодняшнее Евангелие говорит нам еще об одной встрече – той встрече, которая произойдет уже между Богом и всем человечеством. И вместе с тем между Богом и каждым отдельным человеком. И во время этой последней встречи возникнет вопрос о том, а где же мы могли встретиться с Богом?

И вот как праздник, так и Неделя о Страшном суде, как она называется, или Неделя мясопустная, как ее называют в церковном календаре, дает нам два ответа. И второй ответ, наверное, у сегодняшнего Евангелия более выразительный, более глубокий, более необычный. По сути дела, он звучит таким образом: встретиться с Богом можно в тех областях человеческой жизни, которые являются определяющими, существенными, основополагающими для человека.

Действительно, мы слышим о шести признаках, о шести категориях, которые затрагивают само человеческое бытие. Пища и питие – без них человек существовать просто не может, это некая основа, гарантия человеческой жизни, без которой он умирает. Кров и одежда – это защита существующей человеческой жизни от ветров, от стихий окружающего мира, и без этой защиты тоже человек очень быстро может прекратить свое земное существование. Наконец, третья область – это болезнь, это лишение свободы в более широком смысле этого слова, разрыв всех тех межчеловеческих, социальных, как мы бы сейчас сказали, связей, которые являются для человека не менее важными, чем еда и защита его от каких-то бурь и стихий.

Оказывается, именно в этих областях можно и нужно встретить Бога, говорит нам Христос. И если мы рассматриваем эти области как важные не только для нас самих, а стремимся обеспечить хоть какой-то минимум в каждом из этих пунктов человеческого бытия, то поймем, что есть те, кого Христос называет «меньшими».

«Меньшие» – как те, кто по каким-то внешним условиям, объективным или субъективным, не имеют того, что есть у нас. Вот тут и начинается суд и начинается выбор. Просто понять, что, да, я лучше кого-то, есть кто-то, кто «меньше» меня, и поэтому мои проблемы на фоне проблем этих людей могут показаться не такими существенным. Или понять, что вот это «меньшее» состояние человеческого бытия – это призыв ко мне, чтобы восполнить эту разницу, чтобы отдать что-то из того, что я имею, тем, у кого этого меньше. И тем самым не потерять, но приобрести что-то и в жизни этого человека, и в моей собственной человеческой жизни.

Христос в притче о Страшном суде не требует от людей ничего сверхъестественного. Он не говорит о том, что вы должны решить проблему голода на планете Земля, что вы должны обеспечить каждого человека каким-то минимумом социальных благ. Он не призывает к тому, чтобы вы чудесным образом исцелили все болезни или уничтожили тюрьмы и все места, в которых ограничивается человеческая свобода. Он говорит совершенно не о том.

Христос говорит о том, что каждый из нас может сделать очень простые, очень небольшие, но вместе с тем очень человечные и важные дела, которые в своей совокупности и составят то, что будет итогом нашей жизни. Уникальным итогом, как уникальны отпечатки пальцев каждого человека. И тем, что можно принести Богу в конце нашего здешнего земного человеческого бытия.

Святой Иоанн Златоуст, говоря об этой притче и о некоторых других, приводит очень красивый образ – образ двух жертвенников, двух алтарей, двух престолов, на которых совершается жертва.

Первый престол это тот, который находится в Храме и который мы с вами видим. Здесь приносится всей собранной Церковью жертва хваления, жертва Тела и Крови Христа. Вместе с тем Христос говорит о том, что достаточно выйти на улицу, выйти на площадь, оглянуться вокруг, чтобы увидеть, что вокруг нас находятся десятки и сотни других престолов. Это те люди, которые также нуждаются в жертве нашей человеческой помощи и человеческой любви.

Господь говорит о том, что только в том случае, если жертва приносится и здесь, и там, действительно эта жертва по-настоящему является совершенной.

Этот евангельский текст читается за неделю до начала Великого поста, напоминая о том, что места встречи с Богом на самом деле могут быть очень и очень разными. Встреча с Богом – это не просто 7 недель перед Пасхой, где мы отказываемся от каких-то продуктов или более усиленно читаем Священное Писание. На самом деле встреча с Богом может происходить десятки, а может быть, сотни раз в течение нашего дня, если мы будем просто внимательны к тому, что и кого Господь посылает нам в наши жизни.

Тогда действительно, если мы сможем перенести центр тяжести с самого себя, если мы снимем с престола свое человеческое эго, которому мы приносим постоянные и ежедневные жертвы, когда поймем, что место на главном престоле занимает Бог и ближний, то действительно из маленьких добрых дел, из маленьких шажков человечности возникнет то, что не утратит своего значения.

В том числе и в вечности, благодаря чему мы услышим радостный и любящий голос Христа на последнем окончательном Суде.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/