Великий пост: неделя за неделей. Четвертая седмица

 
 
 

К чем готовит нас 4-я седмица?

Четвертая седмица Великого поста наполнена теми же службами, что и другие его седмицы. Так же по средам и пятницам Литургия Преждеосвященных Даров, так же Великопостные службы по утрам и вечерам с обильным чтением Псалтири и Паремий из Ветхого Завета.

По Книге Бытия будут прочитаны главы, в которых повествуется о Всемирном потопе, о Ное, об избавлении от потопа, о призвании Авраама. Из Книги Притч будут прочитаны поучительные высказывания о мудрости житейской, которая сочетается так или иначе с Премудростью Божией. На 6-м великопостном часе, который в Феодоровском соборе совершается в 13 ч. – чтение из Книги пророка Исайи.

Четвертой седмице поста предшествует воскресенье, именуемое Крестопоклонным, или по-славянски Крестопоклонная Неделя,потому что на середину храма на всенощном бдении в субботу вечером износится изображение Древа Крестного с Распятием Спасителя. Это Древо лежит в течение почти всей четвертой седмицы поста посередине храма для поклонения.

В этому году на крестопоклонное воскресенье пришелся великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Поэтому рядом с украшенным Древом Креста лежит икона светлого Богородичного праздника.

Обычай выносить Крест на середину храма, вошедший в церковный устав, возник в древности в контексте оглашения, то есть подготовки ко крещению, которое с этого момента вступает в завершающую фазу. Все, кто в течение нескольких месяцев, а то и лет проходили оглашение, в этот день призваны окончательно решить стать христианами, принять крещение. И, в первую очередь, ради них, хотя и ради всех остальных членов Церкви, предлагается всеобщему взору и поклонению Крестное Древо, как символ Смерти Господней и Воскресения Его из мертвых.

Начиная с Крестопоклонной Недели, диакон и священник читают на богослужении особую ектению и молитву «О тех, кто готовится ко Святому просвещению». Под просвещением понимается Таинство крещения. Диакон возглашает прошения, которые в русифицированном варианте звучали бы так:

«О том, чтобы они просветились просвещением разума и благочестия, чтобы Господь сподобил их вовремя благопотребное бани пакибытия…»

В этой древней метафоре под «баней» подразумевается место, где омывается скверна духовная, то есть крещение; «пакибытия» – то есть «нового бытия».

«…оставления грехов и одежды нетления; чтобы Господь породил их водою и Духом; чтобы даровал им совершение веры». Совершение – то есть получение совершенной веры.

«…чтобы сопричислил их ко святому Своему и избранному стаду». Здесь знакомая евангельская метафора: мы все овцы у единого Пастыря, которым является Иисус Христос.

Эти прошения, провозглашаемые диаконом, завершает молитва священника, читаемая им тайно или явно, в зависимости от прихода:

«Яви, Владыко, лице Твое на иже ко святому просвещению готовящихся и желающих греховную скверну отрясти. Озари их помышление, извести их в вере, утверди в надежде, соверши в любви, удами честными Христа Твоего покажи, давшаго Себе избавление о душах наших. Яко Ты еси просвещение наше и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

В Феодоровском соборе оглашение предполагает подготовку ко крещению тех людей, которые в Великую субботу во время Крещальной литургии принимают Таинство крещения.

Расписание богослужений см. здесь.

Текст подготовлен Татьяной Стрекопытовой по видеоциклу протоиерея Александра Сорокина, который можно посмотреть здесь.