Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Ин. 9:1-38
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшняя евангельская история подтверждает мысль о том, что Евангелие от Иоанна представляет собой продолжительное, неторопливое пророчество. И единственный вопрос, который интересует евангелиста Иоанна и его учеников, ‒ кто Он, Иисус Христос? Этот вопрос не дает покоя многим людям на протяжении уже двух тысяч лет. Это самый животрепещущий вопрос, это по-настоящему вопрос жизни и смерти, особенно для Его учеников. Кто Он, Иисус из Назарета?
В сегодняшней истории ответ на этот вопрос дается, он зашифрован в названии той купели, около которой происходит исцеление. Евангелист специально предлагает этот намек: «Силоам» означает «посланный», и это дает ключ к понимаю всей сцены. Потому что единственная задача евангелиста сделать так, чтобы у читателя тоже открылись глаза и чтобы он понял и узнал в лице Иисуса Христа, в чертах Его внешности сияние Божественной славы.
Христос ‒ посланный, Он послан своим Отцом в этот мир. И как сказано в самом начале Евангелия, Он пришел к своим, но свои не приняли Его. А тем, кто принял Его, Он дает силу и доступ к самому́ Источнику жизни, Жизни с большой буквы, Жизни нескончаемой, той Жизни, которая на языке Евангелия называется «воскресением».
Христос приходит в мир к своим, и свои не принимают. И вот сегодняшний эпизод наделен яркими деталями того, как не принимают. Фактически то, что происходит со слепорожденным после исцеления, ‒ судебное разбирательство, самое настоящее. Как будто евангелист использует полицейский протокол, для того чтобы сообщить некоторые детали, но наполняет их богословскими намеками. Уже собрались книжники и сильные мира сего, которые вынесли в своем уме смертный приговор Христу, и нужно только лишь собрать показания. И вот мы видим, как происходит судебное разбирательство, здесь даже имеет место шантаж, имеет место малодушие родителей и очень много деталей того, как люди раскрывают свою сущность, сталкиваясь со Христом. С того, кто был малодушен, вдруг слетает маска ‒ и ты видишь, да, действительно, человек труслив. А тот, кто был неприметен, как этот слепой, потрясает дерзостью и шокирует тех, кто ведет следствие.
Главный символ, который сегодня проходит сквозь весь эпизод,‒ это то, что Христос ‒ свет миру. И поэтому каждый из нас может узнать себя в этой истории, она так специально и составлена. Бог входит в твой мир, в твою вселенную как источник света, и то, что было до этого, и то, что будет после этого, ‒ две совершенно разные истории. Это как новое рождение, это как если бы ты был от рождения слеп и вдруг начал видеть. Это остается актуальным всегда. В Палестине слепота была таким же пандемическим заболеванием, как некоторые другие сейчас, очень много было слепых, поэтому незрячесть никого не удивляла. Но так, чтобы слепой от рождения вдруг прозрел, – это остается чудом.
В современном мире мы, может быть, страдаем меньше от физической слепоты, потому что наука и медицина умеют исцелять многие вещи. Но все равно остается слепота на уровне восприятия мира. Мы видим, но мы «не видим», физически видим, но духовно-ментально мы не воспринимаем некоторые вещи, которые можно увидеть только в особом свете. Христос и есть та полнота солнечного света, сияние, которое наделяет окружающий нас мир своей подлинной красотой.
Мы видим божественную красоту сотворенного мира, мы можем понимать величие человека и высоту нашего призвания, с которым мы приходим в этот мир. Очень много мы в свете Христовом можем видеть: ясно различать добро и зло, понимать наперед, что ведет к смерти, что ведет к жизни, и делать соответствующий выбор.
Свет ‒ это не только источник видения, свет еще и наполняет радостью. Живя в Петербурге, мы знаем, что такое белые ночи, что такое ликование, атмосфера радости, которая воцаряется в городе, когда он наполнен этим светом, который очень похож на невечерний свет ‒ а так говорят о Христе.
Итак, Христос это ‒ свет, и всякий, кто встречает Его в жизни, меняется настолько, что вещи вокруг него меняют себя сами. Меняются отношения с окружающими, это неизбежно ведет к какому-то кризису, но если ты проходишь через все это, то получаешь доступ к нескончаемой жизни.
Точно так же в других эпизодах Евангелия мы видели, что Христос ‒ это Вода живая, та вода, которая единственная дает жизнь и навсегда утоляет жажду. Или Христос ‒ это Хлеб. И сегодня, совершая Евхаристию, мы можем причаститься этому Хлебу жизни, который дает нам доступ к Божественной жизни настолько, что мы начинаем жить в Боге и Бог начинает жить в нас.
Все это прекрасно и головокружительно в той мере, в какой вы вчитываетесь в каждое слово евангелиста Иоанна. Действительно, голова идет кру́гом от даров, которые Бог приготовил нам. Но одновременно с этим есть и огромная ответственность (не в морализаторском смысле), но истина такова, что чем ближе ты к Богу, тем опаснее риск падения.
В прошлое воскресенье мы слышали эпизод об исцелении расслабленного, где произносится вот эта замечательная фраза: «Возьми одр болезни и ходи» ‒ тоже синоним Воскресения и совоскресшей жизни. Так же, как в Таинстве крещения, как сегодня у купели Силоам, мы просвещаемся, мы начинаем жить новой жизнью: «Не греши, чтобы с тобой не случилось чего-нибудь более страшного».
По мере того как Бог входит в нашу жизнь, опасность падения возрастает, и поэтому евангелисты нас всегда предупреждают о том, что нужно сохранять определенную трезвость и по-настоящему стремиться к тому, чтобы Христос оставался в центре нашей жизни. Чтобы мы входили в храм так же, как слепорожденный входит в храм: исцелившийся, он обретает веру во Христа.
Ведь до этого на вопрос «Кто тебя исцелил?» он говорил: «Наверняка это пророк, человек от Бога, за этим человеком стоит Бог, его руками творит чудеса сам Создатель этого мира». А когда он Его встречает в храме, то видит в Нем сияние Божественной славы. Он и есть Сын Божий и сияние Божественного света.
Поэтому когда мы приходим в храм, то для нас это тоже шанс Теофании (Теофа́ния, или Феофа́ния ‒ Богоявление: от др.-греч. θεοφάνια = θεός — «бог, божество» + φαίνω — «светить(ся), являть, показывать, обнаруживать» ‒ непосредственное явление Божества – Прим. ред.). Мы входим в храм как в дом Бога для того, чтобы видеть Его лицом к лицу. И сегодня мы приглашены к Божественной евхаристии, к этому пиру, который Бог приготовил для всех нас.
Аминь. Христос воскресе!
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/