Исцеление бесноватых в стране Гергесинской

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Мф.8:28-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Святые отцы читали Евангелие на нескольких уровнях и оставили нам это искусство слышать Священное Писание, особенно когда оно читается в контексте богослужения, в контексте совершаемого таинства, таинства Божественного присутствия.

Читать на нескольких уровнях – это как если вы держите в руках гранат, и снаружи у вас в руках твердая и невкусная шкурка, которую нужно очистить, для того чтобы пробраться к сладкой мякоти и по-настоящему насладиться тем, что содержится в этом плоде. Точно так же и со Словом Божьим. И потому святые отцы учат нас восходить от внешней канвы повествования – сюжета, фабулы, некой истории  –  к внутреннему содержанию, для того чтобы мы смогли насладиться Словом Божьим и извлечь самое главное. Всегда за внешним словом есть какое-то тайное наставление, тайный урок, а если идти еще глубже, то поймешь, что там таится Божественное присутствие.

Сегодняшняя история в этом смысле предлагает очень богатую пищу для размышления и путешествия. Во-первых, внешняя канва этого повествования вызывает очень много вопросов и недоумений. Ведь «страна Гергесинская» –  это белое пятно на карте. Нет такой страны, и быть не может, и все географические указания, которые содержатся в евангельской истории, только сбивают нас, для того чтобы мы не искали на карте этот город. И это значит, что его нужно искать где-то в другом месте.

Возникает вопрос, а что за персонажи  участвуют в этой истории? Во-первых, кто эти два бесноватых? Во-вторых, кто эти странные сущности, которых называют «бесами» и которые внедряются в стадо и устраивают такое потрясающее зрелище? Не нужно ходить в цирк, чтобы пережить изумление и восхищение от такого спектакля, который сам по себе не имеет никаких исторических оснований, потому что нет таких гор и нет таких морей, и это даже сложно представить: морская пучина, поглотившая стадо свиней. Все это происходит в нашем сознании, в нашем уме.

На вопрос, кто же эти люди, эти два таинственных человека, которые встречают Христа на берегу озера, есть разные ответы.

Самый правдоподобный ответ для современников Христа –  это народ Израиля, который жил в условиях оккупации римлянами и поэтому был подобен двум бесноватым, в которых вселились какие-то посторонние, инородные сущности и господствуют над ними. Свиное стадо – это не просто указание на то, что здесь пасутся язычники, ведь есть странное совпадение: свинья – это символ римского легиона, потому что римские войска умели одерживать победу, выстраиваясь свиньей. Это изображение использовалось на их штандартах и на разных других отличительных знаках принадлежности именно к римскому легиону. Итак, бесноватые – это народ, который пребывает под оккупацией чужой власти и не хочет, не готов освободиться.

Христианские авторы расширяют поле и говорят о том, что это не просто народ Израиля, потому что для христианства все человечество есть народ Божий. Возникает мысль, что бесноватые – это все человечество, которое одержимо бесами. В таком случае и бесы приобретают немного другую идентичность. Видите, насколько эти существа могут принимать любые формы и любые обличия  –  человечество, которое одержимо грехом.

Таких толкований может быть очень много, с разными деталями, более-менее интересными и увлекательными. Единственное, что нигде не вызывает никаких сомнений и что остается абсолютно идентичным во всех толкованиях, –  личность Христа. Это говорит о том, что самое интересное и главное в этой истории не бесы, которые бросаются в виде свиного стада в пучину, не люди, не жители деревни, которые пугливы и которых мы осуждаем за малодушие, не бесноватые… Но только Христос  –главный персонаж, потому что по-настоящему есть только Он.

Это единственное, что мы можем с точностью определить, когда Бог входит в наш мир, нашу жизнь. Конечно, все сразу не меняется, потому что мы привыкаем жить, как эти бесноватые, среди разных обличий, разных оборотней, разных ситуаций, которые под собой не имеют ничего, а являются лишь внешней формой, какой-то игрой. И вот когда Бог как некая истина приходит и наполняет все Своим присутствием, то все эти идолы, все эти симулякры падают, исчезают, возмущаются –  и нам не всегда легко расстаться с ними.

Так что эта история, конечно, о каждом из нас. И мораль сегодняшней истории состоит в том, чтобы пригласить Бога войти в нашу жизнь. Ведь Он единственная точка отсчета, имя которой использует в Евангелии от Иоанна: Иисус Христос «Аз есмь». Он несколько раз повторяет это странное словосочетание, которое обладает невероятной силой, потому что это имя Бога. Бог и есть это присутствие, поэтому «Аз есмь» –  это полнота бытия, истина бытия, которая должна войти в нашу жизнь.

И если проникнуть в самый сокровенный смысл, самое сокровенное пространство этого сада (ведь Священное Писание – это еще и сад, где в центре есть Источник жизни, благодаря Которому все вокруг расцветает), то в самом средоточии находится мистический смысл этой истории. Она говорит о том, что человек – это храм Бога. И это означает, что наша душа  –  это место, где Бог может пребывать.

Задумайтесь когда-нибудь на досуге – вы готовы вашу душу предоставить в распоряжение Бога? Чтобы Он вошел и в ней пребывал как источник света, как источник жизни, как источник силы, который наполняет тебя подлинным бытием. Не зря говорят о том, что личность – это быть таким, каким видит тебя Бог. Мы можем быть личностью лишь только потому, что мы перед глазами Бога. И то, какими Он нас видит, какими Он нас принимает, позволяет нам быть самими собой.

Перед молитвой, перед чтением Евангелия священник произносит слова молитвы: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего богоразумия нетленный свет». Поэтически очень загадочный текст, который пробуждает нашу мысль. И если попытаться по-настоящему его понять, то мы увидим, что присутствие Бога в нашем сердце и есть тот самый свет. Свет богоразумия, свет, который позволяет нам видеть мир в его подлинном бытии, когда все вещи занимают подобающие им места и все обретает подлинные краски.

Богоразумие, понимание Бога и Его присутствия, становится синонимом самой жизни, поэтому в Евангелии от Иоанна говорится о том, что истинная жизнь, вечная жизнь, единственно подлинная жизнь – это  знать Бога и посланного Им Сына Иисуса Христа.

И поэтому сегодняшняя история при всей ее сказочной загадочности, фольклорном колорите, который будоражит воображение (и поэтому эту историю с удовольствием слушают и дети, и взрослые), приглашает нас проделать вот этот путь, чтобы прийти к самому главному вопросу: «Готовы ли вы предоставить ваше сердце в распоряжение Бога, для того чтобы Он вошел и царствовал?»

Потому что единственный вопрос человеческого бытия –  кто твой царь?

Аминь.

 

Исцеление двух одержимых. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/