Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. Рождество Иоанна Предтечи
1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,-
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: 68благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Лк.1:5-25, 57-68, 76, 80
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем Рождество Иоанна Предтечи, а это значит, что с точки зрения календарного цикла мы находимся ровно на середине пути между двумя праздниками Рождества Христова.
Сегодняшний праздник и солнце в зените позволяют нам в каком-то особом свете услышать евангельское чтение, которое читается в храме, – историю о приходе в этот мир Иоанна Крестителя. Она рассказывается как своего рода пророчество о призвании каждого из нас. Евангелист пишет эту историю, намекая на то, что каждый из нас в какой-то мере призван в этой жизни стать Иоанном Крестителем.
О чем идет речь? Иоанн Креститель – это голос земли, который вторит голосу неба, голосу, которым Бог обращается к Своему народу. Призвание Иоанна Крестителя проливает очень важный свет на понимание того, в чем призвание любого святого и любого человека, жизнь которого связана со Христом.
Иоанн Креститель помазан Святым Духом на пророческое служение уже от утробы матери. Само его появление на свет знаменует собой тот момент, когда вдруг небо открывается земле. До этого в истории Израиля несколько столетий был период без пророков, будто Бог перестал разговаривать со своим народом. Будто между небом и землей образовалось великое безмолвие. Как, наверное, перед грозой – какое-то затишье, которое потом разразится новым поворотом событий; которое приведет к возникновению чего-то совершенно нового и неслыханного. Именно в этот момент происходит событие, о котором сегодня рассказывается в Евангелии.
Но если смотреть на сегодняшний воскресный день с точки зрения другого цикла, который привязан к празднику Пасхи (как вы знаете, наш литургический год два круга: один – солнечный, связанный с праздником Рождества Христова, другой – лунный, пасхальный цикл), то мы оказываемся в начале второй седмицы после праздника Пятидесятницы, того дня, когда на святых апостолов снизошел Святой Дух, и это сошествие Святого Духа знаменует собой рождение Церкви. Мы празднуем этот день как день рождения Церкви. Но в чем смысл этого события?
Благодаря сошествию Святого Духа присутствие Христа уже не ограничивается Палестиной первого столетия, не ограничивается никакими временными и пространственными рамками. С того момента Христос присутствует повсюду и всегда.
И поэтому, когда мы говорим о том, что такое Церковь, всегда нужно помнить, что Церковь – это не просто сообщество людей. Не просто религиозная организация (хотя это один из аспектов ее бытия), но по большому счету Церковь – это воскресший Христос, который проповедуется в Слове и преподносится в Таинствах. Поэтому, начиная с праздника Пятидесятницы и начиная с рождества Иоанна Предтечи, история этого мира представляет собой историю святых, через которых Бог действует в истории этого мира. И второе воскресенье после Пятидесятницы – как будто начало вторая волна.
Прошлое воскресенье мы праздновали память Всех святых, просиявших gj всей Вселенной. Сегодня мы празднуем память Всех святых, просиявших в нашей земле, земле Российской. Как будто по ниспадающей идет эта волна святости для того, чтобы пригласить нас тоже окунуться в этот поток, в действие благодати Святого Духа и задуматься над тем, что такое святость.
Святость мы можем понять, глядя на пример Иоанна Крестителя, на его образ. Потому что каждый святой в какой-то мере – это Иоанн Креститель, человек, исполненный Духом Святым от утробы матери. Он призван в этот мир, чтобы нести в себе весть о том, что Бог – действует, о том, что Бог воцарился в этом мире.
Сегодняшняя история призвания апостолов подтверждает это. Самые обычные люди призываются Богом, Который проходит рядом, приглашая их присоединиться к Своей миссии. Эта миссия состоит в провозвести Царства Божия, в провозвести того, что Господь царствует в этой Вселенной. Единственный, кто по-настоящему царствует в истории, – это Господь.
В школьных учебниках история мира представляется как это история великих правителей, войн, завоеваний, открытий. Я осмелюсь сказать, что это изнаночная сторона. Лицевая сторона истории – это история святых. Здесь мы можем увидеть совершенно другую картину, которая нам позволит найти свой собственный путь. Святые сияют светом, который не является их собственным светом. Это сияние Божественного присутствия. Достаточно быть просто послушным и прозрачным, как чистое стекло, для того чтобы пропускать Божественный свет, изливающийся в этот мир.
Святых можно сравнить с плодами в прекрасном саду. Они разные по вкусу, потому что каждое дерево приносит плод по роду своему и по подобию. Но все деревья в этом саду питаются от единого источника Жизни. Этот Живоносный Источник – Сам воскресший Христос.
И, наконец, Церковь рождается вновь и вновь из Таинства Евхаристии. Я сказал о том, что Церковь – это воскресший Христос, Который проповедуется в Слове. И в той мере, в какой мы с вами слышим Слово Божие в созерцании, в той мере, в какой в молитве мы приобщаемся к нему, как вкушают хлеб, мы становимся сопричастными Христу. И другая возможность соединиться со Христом – Таинство Евхаристии, которое мы с вами совершаем. Это брачный пир, это праздничное застолье, которое возглавляет Христос для того, чтобы через совместное вкушение пищи мы соединились с Богом, а Бог соединился с нами. И для того, чтобы через это таинство Святой Дух вошел в нашу жизнь, вошел в жизнь нашего народа, нашего города, наших семей, наших близких и наших дальних.
И не нужно думать, что для того, чтобы стать святым, нужно быть религиозным фанатиком или экзальтированным. Проблема с ними с фанатизмом и экзальтацией состоит в том, что Бога перестают видеть, Его превращают в идола. Святые – это люди совершенно нормальные. Потому что каждый человек по своей природе несет в себе искру Божественного присутствия, каждый из нас призван обрести самого себя в своей лучшей субстанции.
Сохранить в себе эту искру, чувствовать ее тепло, ее сияние – это то, что составляет суть и подлинное здоровье любого человека. И совершая сегодняшнюю Евхаристию, испросим у Бога благодати Святого Духа, потому что имя «Иоанн» как раз означает «благодать». Попросим в день его рождества Божественной благодати, попросим у Бога в чем-то стать похожими на него, быть ему родными. Чтобы для каждого из нас открылось наше призвание, наша миссия в этом мире, которую предстоит осуществить в самых конкретных обстоятельствах земной жизни. Аминь.
Текст подготовил Сергей Колотовкин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/