Проповедь Иоанна Крестителя

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю перед Богоявлением.

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Мк.1:1-8

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день, который называется «Неделей перед Богоявлением», то есть воскресеньем перед праздником Богоявления, мы слышим самое начало самого короткого Евангелия – Евангелия от Марка.

Это начало очень необычное, поскольку если мы посмотрим на наш сегодняшний мир, в том случае, если человек или какая-то организация, какая-то группа хочет сообщить новую, интересную весть, хочет обрести последователя, адептов, то обычно начинают с чего-то очень красивого, очень привлекательного. На этом построена вся наша сегодняшняя реклама: молодые, здоровые, целеустремленные лица, которые пытаются нам что-то продать, или политики, которые попытаются вести за собой, получить голоса избирателей.

Здесь начало совершенно другое! Здесь совершенно необычный человек. Человек, которого не пригласишь в высшее общество, да и, наверное, этот человек, если он будет приглашен, сам туда не пойдет. У него странная одежда, у него та пища, которой питаются только кочевники в пустыне, и тем самым он радикально отличается от тех людей, которые были лидерами общественного мнения в то время – священниками в Иерусалимском храме, правителями, законниками и т.д.

Но еще более необычна его весть. Действительно, несколько сот лет пророки молчали или, по крайней мере, не было письменной фиксации пророческого слова. И вот появляется новый пророк, который не проклинает языческую Римскую империю, который не проповедует победу Израиля над захватчиками, но который говорит, обращаясь к людям: «С вами что-то не так! Пришло время меняться, потому что вы и мы, здесь присутствующие – все находимся перед лицом Царствия Божьего – перед лицом нового порядка, который очень часто ставит с ног на голову все то, что человечество выстраивало и выстраивает на протяжении всей своей истории».

Мы видим, что Иоанн Креститель не говорит о том, что нужно чаще посещать Иерусалимский храм, или каждую субботу быть в синагоге, или тщательно исполнять все предписания Закона, о чем, собственно, и учили книжники и фарисеи. Он говорит о том, что необходимо покаяние. А покаяние возможно только в том случае, если человек действительно осознает бремя греха.

Слушать о грехе было неприятно и тогда, и сейчас. Сейчас само понятие греха находится где-то на задворках человеческого сознания. Но вместе с тем каждый человек (независимо от того, принимает он понятие греха или нет), если честно посмотрит на свою жизнь, то увидит, что все мы несем на себе это бремя греха. Это бремя, которое приводит к осознанию, к чувству вины. И очень часто нам предлагают избавиться от этой вины, просто переложив ее на других людей, найдя каких-то ответственных, найдя, может быть, родителей или какие-то события в нашем детстве, когда, так это или нет, но были сформированы наши жизненные установки, которые определяют наше настоящее.

Иоанн Креститель говорит о другом: он говорит о том, что рецепт избавления от греха, решение проблемы греха – это не просто какие-то популярные сегодня технологии личностного роста, это не просто какие-то психологические практики, но это решение – в личности Иисуса Христа.
И в том случае, если человек принимает Иисуса Христа как это личное и личностное решение самой главной проблемы человеческой жизни – проблемы несоответствия самому себе, такому человеку, каким видит нас Бог, тогда действительно и начинается процесс покаяния.

Покаяние – это не просто сокрушение; но покаяние – это новый шаг. Покаяние – это открытость к чему-то новому и неожиданному, к каким-то «сюрпризам» от Бога, которые могут происходить в нашей жизни, если мы соглашаемся идти по предложенному Им пути.

И Крещение является видимым знаком того, что мы согласны с тем, что эта проблема существует и мы вместе со Христом, вместе с Его Евангелием эту проблему пытаемся решить.

Мы видим, что Евангелие от Марка начинается со слов о проповеди. Проповедует один человек. Но если мы посмотрим на последнюю, 16-ю главу Евангелия от Марка, то в последнем стихе будет сказано, что ученики пошли и проповедовали везде. То есть то, что начинает один человек, становится совершенно новым движением. И это движение охватывает тысячи и тысячи людей, охватывает новые поколения. И к этому движению Крещения – как к внутренней, духовной, нравственной революции, к этому внутреннему духовному изменению – причастен в том числе и каждый из нас, поскольку и мы приняли Крещение.

Через три месяца – в Великую субботу – в таких же белых одеждах духовенство нашего собора будет в нижнем храме совершать Крещение братьев и сестер, которые вновь и вновь каждый год делают этот личный сознательный выбор, становясь на ту же самую дорогу и тем самым показывая, что та весть, которую провозгласил Иоанн Креститель, та весть, которая реализовалась в Иисусе Христе, продолжает обращаться ко всему человечеству, и человечество дает ответ на эту весть – ответ Крещения, ответ жизни по Евангелию.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Проповедь Иоанна Крестителя. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержать нас можно здесь.