Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделя 12-ю по Пятидесятнице
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Мф. 19:16-26
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Человек – это существо, которое развивается, в том числе через то, что он задает вопросы. Вопросы задают дети родителям, получая на них ответы, которые во многом определяют их дальнейшую жизнь. Вопросы задают ученики учителям в школе, впитывая учение и живо ощущая фальшь, которая нередко присутствует между словами учителя и тем, как он ведёт себя в том же классе. Вопросы задают подростки, пытаясь найти свое место в окружающем мире.
Сегодня в Евангелии мы видим юношу, который приходит с вопросами, необычными для той эпохи. Необычные, конечно, и для нашего времени. В Евангелии мы можем увидеть ещё одного юношу, прямую противоположность того, кто описывается сегодня, – это блудный сын. Тот юноша никаких вопросов не задает, он знает, что ему делать со своей частью имения, со своим богатством. Он уже сам решил, как он проживет жизнь, ему не нужны советы.
Сейчас люди, наверное, задают вопросы чаще всего поисковым системам, и если мы откроем «Яндекс» или «Гугл», то навряд ли в числе популярных вопросов обнаружим то, что спрашивает юноша из сегодняшнего евангельского отрывка: «Что мне сделать хорошего, что мне сделать доброго, чтобы найти жизнь вечную?» Наверное, сегодня этот юноша спросил бы: «Как сохранить мое богатство в такое нестабильное время?», или «Какую найти профессию?», или «Как мне гарантировать безбедное существование?»
Так что вопрос необычен и для того времени, и для нашего. Но еще более необычен ответ. Христос, по сути дела, говорит юноше: «Зачем ты задаешь вопрос, ответ на который знаешь? Ты совершеннолетний иудей, ты уже знаешь те заповеди, которые нужно выполнять!» Христос приводит заповеди из так называемого декалога, добавляя еще заповедь о любви к ближнему.
Конечно, в ту эпоху заповедей было намного больше, иудеи тщательно проштудировали всю Тору, все Пятикнижие, и из нее выбрали целых 613 заповедей. И каждый совершеннолетний иудей, мужчина, то есть мальчик – уже начиная с 12-13 летнего возраста (в ту эпоху это был период совершеннолетия), все эти 613 заповедей должен был соблюдать. Очень легко свести закон Ветхого Завета к такому «чек-листу». То есть мы смотрим и просто ставим галочку, делаю я это или нет. Делаю – все замечательно и хорошо, можно жить дальше. Не делаю – ну, наверное, можно делать хотя бы эпизодически или внести в свой список привычек, в том числе и привычек «религиозных», как мы сегодня сказали бы, и честно ответить на этот вопрос: «Да, я все эти заповеди исполняю». Так и говорит молодой человек, и он здесь не врет.
Да, мы могли бы, конечно, сказать, что заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» – заповедь очень сложная, неисполнимая. Но в том контексте, контексте Ветхого Завета, «ближним» был иудей, и поэтому, по сути дела, ближним был сосед прежде всего, если посмотреть на этимологию этого слова. Так что и про эту заповедь можно было бы сказать, что «я выполняю».
Эти заповеди прозвучали на горе Синай, они были даны народу Израильскому. И вот здесь – новый Законодатель, Тот же Бог народа Израильского, но теперь пришедший к человеку и говорящий ему, что же означает Евангелие и что же означает вот эта новая религия Нового Завета. Христос говорит о том, показывая юноше зеркало его собственной жизни, что Новый Завет нельзя свести просто к списку каких-то правил, которые мы выполняем и говорим Богу об этом: «Вот я исполнил, и это предел того, куда Ты можешь войти в мою жизнь. Дальше я Тебя не пускаю. Ты не можешь потревожить мой внутренний покой, мой внутренний мир, который я сам создал. А я Тебе просто исполню, сделаю что-то, что Ты сказал уже в Завете Новом».
Христос говорит совершенно о другом. Он говорит, что смысл заповедей, смысл закона, закона Ветхого и закона Нового, – на самом деле это следование, путь, движение. И этими заповедями, которые восприняты в ветхозаветном понимании как некий забор, как некий частокол, юноша отгораживается от окружающих, от тех, кто нуждается в его помощи. Заповедями юноша отгораживается и от Христа, когда Он говорит ему что-то нарушающее эти человеческие пределы.
Христос разрушает всю систему, говоря юноше о том, что мешает на его духовном пути. Поскольку юноша, судя по вопросу, действительно понимает, что настоящего удовлетворения – глубокого, духовного удовлетворения – эта расстановка галочек перед каждой заповедью ему не приносит. В душе зияет пустота, в душе зияет дыра, которую никто и ничто, кроме Спасителя, кроме Богочеловека, кроме Христа, заполнить не может.
Христос не говорит всем тем, кто следует за ним (в Евангелии это были очень разные люди): «Продай имение свое, раздай нищим и следуй за мною». Это слова – этому конкретному человеку. Но вместе с тем эти слова, обращенные к каждому из нас, поскольку богатство – у каждого свое. Не обязательно оно материально, не обязательно слова обращены к каким-то супербогатым людям, которые должны все оставить и пойти за Ним. Да, были те, кто воспринимали эти слова очень радикально, – монашество. Мы знаем из житий эпизод, когда молодой светский человек в храме слышит подобные слова, продает все, уходит в египетскую пустыню и начинает жить вот в этой радикальности Евангелия. Христос говорит о том, что к этой радикальности призван каждый из нас. Каждый из нас должен понять, что за богатство удерживает нас от следования за Ним, что за богатства мы получили, которыми мы можем поделиться с другими людьми. Нищими быть не обязательно в материальном плане, «нищим» можно быть в отношении какого-то внимания, какого-то тепла, какой-то любви, которых людям очень не хватает.
И вот тогда начнется путь, путь совершенно неизведанный, путь совершенно непонятный, путь, вместе с тем, очень интересный, захватывающий. И на самом деле единственно важный путь, поскольку это самый радикальный путь человеческой жизни, путь следования за другим, путь следования за Тем, Кто первым сошел на Землю, пришел к нам и этот путь уже проложил Своей смертью и воскресением.
Конечно, мы видим, что у молодого человека, у этого юноши, есть вопросы, у него есть предубеждения, у него есть неприятие вот этого ответа Христа. И такие же вопросы, такое же неприятие, такое же предубеждение, наверное, возникает в жизни каждого из нас, когда мы следуем по этому пути. Но вместе с тем мы должны понять, что только когда мы идем по нему, в нашей жизни смогут исполниться заключительные слова сегодняшнего евангельского чтения: «Человеку (то есть мне) это невозможно. Но Богу возможно все».
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/