Слово преподобного Неофита

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Слово преподобного Неофита, затворника Кипрского, на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Цветок является началом всякого плода; и это – совершенно очевидно; Рождество же Богоданной и предвозвещенной Богом Пречистой и Всенепорочной Марии Приснодевы является началом нашего спасения: и это – совершенно ясно. Сей Праздник сегодня мы, радуясь, достодолжно совершаем. Потому что, дабы по причине Ее целый круг лета (года) был благословен, вот, Она родилась в настоящем месяце, который – первый в году1; почила же бессмертным сном в последний месяц (август), дабы, сущие между ними, десять месяцев, объявши в круг, благословить Своим Рождеством и Своим живоносным Успением, о котором теперь не время говорить, а – когда наступит время Ее святого Успения. Ныне же мы приступили к краткому рассуждению о святом Ее Рождестве, и столько имеем поведать о Ней, сколько благодать Ее, простираясь, внушит нам слово.

Родители Сей Богоотроковицы были Иоаким и Анна, из рода Давида Царя, из племени Иуды, хранители Закона и тщательные соблюдатели Божиих заповедей, весьма богатые имуществом, еще более богатые добродетелью, в отношении которой их вдохновил Бог, – но – бедные бесчадием, по причине уз неплодства блаженной Анны. Вот, из-за этого часто им приходилось терпеть поношения со стороны сынов Израилевых; приносили же они Богу свои жертвы вдвойне; но и сященники, принимавшие эти дары, дерзали поносить их за то, что они не имели семени во Израиле. Посему праведный Иоаким, весьма страдая и устраняясь от всякого общения с людьми, удалился в пустынное место и, постившись сорок дней, в плаче и в посте умолял Бога, и – «возьми от меня Господи, – говорил он, – возьми от меня поношение бесчадства и презрения, и соблаговоли, Господи, даровать мне прекрасное семя (чадо), и я опять воздам его (возвращу его), Владыко, Твоей Святыне».

Вот, таким образом Праведник, моля Божию милость, получил желанное; потому что, по слову Писания: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их» (Пс.33:18). И, вот, в силу этого, Господь тотчас же услышал его, так что чрез семя (чадо) Его совершилась прежде веков пророченная сокровенная Тайна. Поэтому и Ангел Божий, посланный к Иоакиму, сказал ему: «Господь услышал молитву твою, и зачнет Анна, жена твоя, и во всей вселенной твое Семя прославится».

Праведная же Анна, находясь в своем саду, бия себя в грудь, вдвойне переживала тяжкое свое страдание: о том, что муж ее покинул и о своем бесплодстве, – говоря: «Я не могу уподобиться даже птицам небесным, потому что и они не остаются бесплодными пред очами Божиими; ни рыбам я не уподобилась, дабы принести Богу плод чрева. Но, если, Господи, Ты и мне повелишь принести плод чрева, то я Тебе снова воздам его, Господи Боже мой».

И когда с плачем она говорила это Богу, тогда и она подобные же (что и ее муж) приняла от Ангела Божиего благие возвещения о рождении своего Чада; и когда ее муж вернулся из пустыни, он принес в жертву немалое число животных и устроил богатое угощение для всего народа. Анна же, будучи освобождена Творцом естества от уз неплодства, зачала от мужа своего Марию Богоотроковицу, – Которую и родила днесь, – Начаток нашего спасения и чистую Матерь Слова Божия, и Начало возрождения нашего естества, которое – вследствие преступления заповеди Божией в раю обветшало и пришло в негодность. И, по слову Божиему, подобно тому, как оная женщина, при помощи небольшого количества дрожжей заквасила три меры муки (Мф.13:33; Лк.13:21), так и здесь, при помощи Сей созданной Богом и пречистой Закваски обновив все наше обветшавшее тесто, Творец восстановил его. Но поразительное и потрясающее чудо заключается в том, что Сам пречистый Пекарь неизреченным образом примешал Себя Самого к этой чистейшей Закваске, и, восприяв от Нее некую часть, чудесно создал все наше тесто и все его мешение. Посему впоследствии Он сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» и «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:35,56).


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/