Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко

 
 
 

Рождество Пресвятой Богородицы

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Лк. 10: 38-42

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Лк. 11:27-28 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко

Рождество Богородицы. Мастер жития Марии, Старая пинакотека, ок.1460

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Литургический календарь состоит из двух циклов: один связан с солярным циклом, другой — с Луной. Солярный цикл связан с Божьей Матерью, а лунный — со Христом, т.е. праздниками Пасхи, Воскресения Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы — рождения Церкви. Тогда как другие праздники образуют собой диадему, составленную из звезд.

Двенадцать таких великих праздников литургического года, куда входят и праздники Господни, представляют собой будто окна под куполом храма, сквозь которые внутрь проникает свет, чтобы мы могли что-то понять в Божественной тайне Иисуса Христа. Именно сегодня этому посвящены апостольские чтения, евангельские чтения и те песнопения, которые звучат под сводами храма.

Остается только одно — способны ли мы это услышать и вместить, способно ли наше сердце стать просторным храмом, куда проникает свет? Для того чтобы раскрылись благовония парфюма или вин, их нужно открыть, чтобы в них попал воздух (когда воздух наполняется этой субстанцией — ароматы раскрываются), точно так же Божественная тайна раскрывается человеку, который открывается навстречу Богу в молитве. Человеку, который приходит на Богослужения, чтобы вздохнуть воздухом, вздохнуть тишиной.

Потому что самое главное происходит не в самих словах, а в промежутках, которые между ними.

Для того чтобы немножко лучше это понять, и есть сегодняшнее Евангельское чтение — оно дает удивительный ключ к этому. С одной стороны — Марфа и Мария, о которых сказано очень много. Марфа — образ маскулинности, человека, который сам по себе «экшен», он все время действует, боится тишины — ему нужно действовать. Точно так же, как и мы живем в мире, который заполнен под завязку шумами, словами, тресками — и люди бросаются на это, потому что боятся тишины.

Рядом с Марфой — Мария, которая совершенно другая. Хотя речь и идет о Марии — сестре Лазаря, все Марии, все души, которые имеют в себе этот простор тишины, простор созерцания — похожи на Божью Матерь.

Сегодняшнее чтение заканчивается восклицанием — какая-то женщина, она в другом эпизоде, но воскликнула те же самые слова, которые дают ключ к этой тайне, она настолько охвачена энтузиазмом, счастьем, что вдруг ее душа наполнилась каким то сиянием, радостью, она не может себя сдержать и кричит: «Боже мой! Какое счастье быть мамой такого великого пророка, такого великого наставника, как ты!». Слушать тебя — неизъяснимое блаженство, но быть твоей мамой… Я не могу представить себе, какое это счастье!

Христос использует эти слова, для того чтобы сказать — да, действительно, быть земной матерью — это великое счастье, но вы не знаете счастья Моей Мамы — подлинное ее материнство не в том, что она родила по плоти, но в том, что она была способна вместить в своем сердце Божественную тайну, Божественную волю. В этом самое великое счастье, великое блаженство.

В этом ответ на вопрос — а почему мы так несчастны в жизни? Почему мы все время куда-то гонимся, зачем-то спешим запрыгнуть в уходящий поезд? От этого тревога только нарастает — и мы живем как будто в нарастающем спазме, а ведь спасение совсем с другой стороны.

Божественное материнство состоит не в том, что Она по плоти родила Иисуса Христа, но в том, что через Ее способность слышать слово Божье, вместить его в сердце Бог способен проникнуть в историю этого мира. И у Него нет других способов проникнуть в этот мир для того, чтобы вмешаться в судьбу человечества, решить проблемы, творить чудеса, кроме как сердца людей, которые в молитве способны услышать его и вместить. Через них действует Бог. Это — история Благовещения.

Вся жизнь Божьей Матери является ключом к этой тайне и ключом к пониманию того, что настоящее призвание христианина не в «экшне». Конечно, очень важно быть Марфами, сражаться, бороться за лучшее, что человек может совершить в этом мире. Но если нет другого измерения, если нет моментов тишины, молитвы, через которые Бог начинает действовать руками людей, все остальное может очень легко перерасти в свою противоположность. Либо вообще — ни во что.

О том, как Мария слышит Слово Божье… Конечно, когда мы слышим Ее слова: «Величит душа моя Господа», и другие слова, которые она произносит, мы слышим цитаты из Ветхого Завета. На самом деле, как будто все Священное Писание превращается в величественную симфонию, где соединяется и то, что было давно, и то, что будет в самом конце мира — в одном событии, которое совершается здесь и сейчас.

Об Ее жизни в Евангелии почти ничего не рассказывается — Она всегда в тени. Точно так же, как у Луны есть лик, который всегда обращен к нам, но самое интересное — это тот таинственный лик, который мы никогда не увидим с Земли, так и нам интересен тот лик, который Мария обращает к Богу. Кое-что об этом сохранилось в памяти Церкви, потому что литургическое предание, литургические праздники, их песнопения доносят то, о чем не говорится в Писании, но что всегда живет где-то в памяти, мечтах, может быть — сновидениях святых.

Евангелие от Иакова рассказывает историю, которую мы сегодня празднуем: Иоаким и Анна, муж и жена, у которых нет детей — и это настоящее несчастье, проклятье, они терпят унижение и позор, но перед глазами Бога они праведники. Они — как Иов, переживают эту боль, это проклятие, и у них нет никакого другого выхода, кроме как обратиться к Богу в молитве, бесконечно раскрыться в том, что Бог им дарит. Потому что никто не решит этой проблемы, кроме него.

Они обещают Богу того ребенка, который родится — если Господь подарит его им, всецело посвятить Богу. Это не будет их ребенок — это будет дитя обетования, которое они «принесут в жертву», отдадут с чистым сердцем в дар Богу, посвятят Ему. Конечно, в эту симфонию возвращается сын обетования — дочь обетования, это — Исаак, которого Авраам должен принести в жертву. Поэтому великие темы Ветхого Завета: бесплодие, проклятия, обетование — есть для того, чтобы Бог открыл Себя источником жизни. Источником, который бесплодных делает плодоносящими матерями, который воскрешает умерших, который даже самые страшные грехи способен снять, для того чтобы торжествовали жизнь и воскресение.

Другая история, которая возвращается в истории Марии, — это история пророка Самуила. У него была мама, ее звали Анна, точно так же, как и маму Божьей Матери. Самуил остался в памяти Израиля как великий пророк, который произнес очень важны слова: «Говори, Господи — слушает раб Твой». Эти слова произнесет Мария в день Благовещения: «Говори, Господи, се, раба Твоя».

Это не просто слушанье, как мы иногда слушаем, вступая в мысленный диалог, что-то «перетирая», — а слушанье абсолютной тишины, которая настолько вмещает всю полноту присутствия Бога, что это становится реальностью.

Это то, о чем в Евангелии говорит Елизавета: «Блаженна та, через которую то, что было сказано, стало реальностью». В этом мы видим мотивы Самуила и Исаака.

В конце концов, должен родиться Мессия, должен родиться царь. Точно так же, как и рождению царя Давида, помазанника Господа, был предшественник Самуил, точно также и для Христа этим пророком будет Мария. Самое прекрасное, это, конечно, и пророческое измерение — потому что в самом Христе свершится все то, что обещали пророки. Он будет самым великим из пророков.

Все это я вам говорю, чтобы вы постепенно приучали себя к тишине молитвы и приобретали эту способность вмещать в себя то, что Бог хочет вам сказать.

Может быть, подтверждением этого являются слова Иоанна Богослова в книге Откровения, где Христос говорит своему ученику: «Я сослужитель тебе и братьям твоим». Которые хранят — т.е. носят в себе, как беременная женщина носит в своей утробе — то свидетельство, то знание, познание Иисуса Христа. И знает, что свидетельство Иисуса есть дух пророчества.

Аминь.

21.09.2021. Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко

 

 

Благодарим волонтеров Анжелу Ялышеву и Владислава Рахматулина за помощь в подготовке материала 

Чтобы не пропускать новые видеоматериалы, подписывайтесь на наш канал на YouTube и включайте уведомления!