Календарные этюды. День рожденья – грустный праздник?

 
Фрагмент картины Витторе Карпаччо
 
 
Фрагмент картины Витторе Карпаччо "Рождество Богородицы" (1502-1504)

О важности нашего дня рождения в связи с праздником Рождества Богородицы размышляет Юрий Рубан

«Все люди чтят этот великий для них день – день своего рождения, приведение из небытия, и непразднование, или, лучше, непочитание его, – есть неблагодарность пред Творцом за неоценённый дар жизни и неумение ценить его…»

(Св. Иоанн Кронштадтский)

В связи с праздником Рождества Богородицы, первым двунадесятым праздником церковного года, мне представилось уместным записать некоторые богословские соображения, уже давно посещающие мой ум. Позволю себе ими поделиться. Быть может, кому-то они покажутся не совсем тривиальными.

В сознании каждого человека, хотя бы перелиставшего важнейшие страницы Ветхого Завета (собственно Еврейской Библии), вероятно, навеки запечатлелись патетические (в оригинальном тексте стихотворные) стенания праведного Иόва, жестоко мучимого Сатаной с позволения (!) Бога. Он оспаривает перед лицом своих друзей и Самого Бога (Которого он вскоре даже вызовет на дуэль!) смысл земной жизни.

Иόв хочет повернуть вспять время жизни: вновь войти в утробу матери и – раз уж родители зачали его без его позволения! – просто выйти из неё мёртвым выкидышем, чтобы не взрослеть и никогда не страдать. Страшные слова, рождённые страшной реальностью дохристианской безысходности!

«После этого [после обрушившихся на него бед] отверз Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов, и сказал:
«Да сгинет день, в который я рождён,
и ночь, что сказала: «зачат муж!» <…>
Зачем не умер я при исходе из чрева
и не сгинул, выйдя из недр? <…>
Тогда лежал бы я, дремля,
спал бы и был в покое»»
(Книга Иова 3:1–3, 11, 13) (Перевод С. Аверинцева).

Вопросы риторические, это вопросы-упрёки земной справедливости, а значит – и Самому Богу, Который почему-то (почему? «вот в чём вопрос!») допускает, чтобы нечестивые благоденствовали, а праведники страдали. Отрицательный ответ заложен в этих риторических вопросах. Справедливости можно (?) – иногда можно – добиться только в земной жизни. А если не получится? Тогда – сущий кошмар.

К Иову присоединяется ещё один авторитетный дохристианский пессимист, с мазохистским упоением и риторическим умением разъясняющий безвыходную перспективу человеческой жизни.

«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику. <…> Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Экклезиаст 9:2–6).

Жуткий пессимизм; но так говорит Священное Писание (если только мы понимаем эту Книгу в контексте христианской Бого-человеческой перспективы, а не как в иудаизме или исламе)!

Интересно, что эти представители богооткровенного библейского монотеизма вполне согласны в оценке смысла человеческой жизни с благородным язычником Феогнидом Мегарским (VI век до Р. Х.), чьими элегическими дистихами в оригинале я наслаждался в своё время на семинаре известного ученого-классика Александра Гаврилова:

«Вовсе на свет не родиться – для смертного лучшая доля,
Жгучего солнца лучей слаще не видеть совсем.
Если ж родился – спеши к вожделенным воротам Аида:
Сладко в могиле лежать, чёрной укрывшись землей».
(Перевод Адриана Пиотровского)

Как видите, радоваться появлению человека на свет не приходится: его ждут скорби, а если и будет он благополучен в краткой земной жизни, то, как говорит Экклезиаст (традиционно – это премудрый Соломон), – «одна участь праведнику и нечестивому». Зачем же тогда добиваться праведности, если «нечестивость» приносит большие барыши в земной жизни, – а другой жизни, как можно понять из этих строк, не существует (во всяком случае, в том виде, как её понимает христианское богословие), а значит – нет и «компенсации» за страдания. Остаётся признать правоту язычника Горация: «Carpe diem, лови момент»! Увы!

Иная перспектива открылась для людей с Днём рождения Девы Марии и Днём рождения Её Сына. Именно от этого Дня всё человечество (даже нехристианское, вольно или невольно, во всяком случае, в документах ООН) отсчитывает Новую эру.

Поэтому мы не проклинаем, как Иов, а прославляем День рождения – в нашем случае День рождения Девы Марии – как день вселенской радости – словами праздничного тропаря:

«Рождение Твоё, Богородица Дева,
радость возвестило всей Вселенной:
ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш.
Он снял проклятие и дал благословение;
Он уничтожил смерть и даровал нам жизнь вечную!»

Календарные этюды. День рожденья – грустный праздник?

Джотто ди Бондоне. Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Очень важная тема – отношение ко дню рождения. Церковь не случайно выделила для прославления этого Дня как такового три особых праздника (два из них – праздники двунадесятые): День рождения Сына Божия (родившегося от земной Матери, но без земного отца; это – единственный случай в земной истории), Его Матери Марии (родившейся, как и все люди, от земных родителей, но ставшей Матерью Сына Божия, это тоже неповторимо), но также (и это знаменательно!) и День рождения «обыкновенного» человека (родившегося и умершего, как и все мы) – Иоанна Предтечи, пусть и величайшего среди рождённых женщинами, – как сказал о нём Сам Христос).

Здесь – совокупность Дня рождения всего Богочеловечества. Поэтому каждый человек, появляющийся в мир, становится родственником по плоти Самого Богочеловека Христа, Нового Адама, восприявшего в Своём воплощении всю полноту человеческой природы и вновь примирившего с Богом всё единое человечество, происходящее от Адама.

Вообще же отношение ко дню рождения – лакмусовая бумажка для выявления семитического (ветхозаветного) и европейского (подлинно христианского) менталитета. Немного изменив известную пословицу, можно сказать: «Скажи мне, как ты относишься ко дню рождения, и я скажу – христианин ли ты».

Из истории Церкви нам известно, что «великие» ереси, столетиями терзавшие христианство, – арианство, монофизитство, монофелитство, даже иконоборчество, – имеют семитические истоки. В их основе – недооценка мира и человеческой природы, нежелание согласиться с тем, что божественная и человеческая природы могут РЕАЛЬНО («равночестно») соединиться друг с другом и жить в гармонии.

При этом человеческая природа не будет подавлена несоизмеримой божественной, не растворится в ней, как кусок воска в доменной печи или кусочек сахара в стакане кипятка. Такие примеры приводили монофизиты, не согласившиеся с догматом Халкидонского собора (451 г.) о равночестном единении во Христе божественной и человеческой природы.

Халкидонский догмат можно назвать главным догматом христианства как такового (даже идея Троичности присутствовала в античной языческой философии начиная с великого Платона). Знаменательно, что отдельного праздника Рождества Христова до сих пор нет в календарях Древних Восточных Церквей (Коптской, Армянской и др.), хотя они, разумеется, не отрицают факт Его рождения в Вифлееме от Девы Марии. (Но это – особая тема.)

Важно помнить, что эти ереси – восточные по происхождению, где было (и остаётся) велико влияние ветхозаветных (семитических) тенденций. Противостоял этим разрушительным для подлинного христианства тенденциям православный Рим («европейское христианство»). Знаменательно, что и халкидонский догмат сформулирован отцами Собора на основе Послания папы Льва Великого.

Поэтому для настоящего христианина день его рождения – не день траура, как для правоверного иудея (всё ещё живущего «до Рождества Христова» и ожидающего пришествия мессии, который «наведёт земной мировой порядок»), а величайший личный праздник, – ведь Мессия-Христос уже пришёл, и мы давно живём в Его Царствии – в Церкви Христовой. В это трудно поверить, наблюдая происходящее вокруг нас. Но это так! В противном случае, говоря словами апостола Павла, «Христос напрасно умер» (Послание к Галатам 2:21).

К сожалению, ветхозаветный менталитет неискупленного человека, не видящего в нашем мире Новый (райский!) мир, воссозданный Христом (Гал. 6:15, а иначе Его пришествие было бессмысленно), до сих пор присущ определённой части малообразованных христиан (в том числе – увы! – и из священнослужителей), демонстративно не празднующих день своего рождения. (Христос недаром предупреждал: «Бойтесь закваски фарисейской!» Это – «вечная партия», партия с зашоренным, «законническим» складом ума. Перед ними напрасно «метать бисер»…) Они наивно считают, что поступают «по-православному», а на самом деле «иудействуют»! Тем самым еретичествуют – отрицают абсолютный смысл Дней рождения Девы Марии и Её Сына, без которых (этих Дней) не было бы спасения (буквально, в переводе с греческого, – исцеления) всего Космоса и Рода человеческого. Хочется думать, что «христианские фарисеи» делают это невольно, по глупости, но если сознательно вводят в соблазн «малых сих» – это не прощается (см.: Евангелие от Матфея 18:6–7).

Вот почему для Церкви – это не далёкие «исторические» или «частные дни личной биографии», а важнейшие вехи истории Спасения, ставшие великими праздниками, которые мы будем совершать и будем поучаться их смыслом «до скончания века».

Поздравляю всех с праздником Дня Рождения Девы Марии – праздником возрождения человеческого достоинства в очах Божиих!

Ю.Рубан