Пророк Даниил и его друзья

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

За неделю до праздника Рождества Христова (17/30 декабря) Православная Церковь чествует память ветхозаветного пророка Даниила и трёх его друзей и помощников (отроков) [1]. Это связано с ярко мессианской направленностью библейской Книги Даниила, героями которой они являются. Вспомним исторический контекст событий.

Пророк Даниил и его друзья

Навуходоносор II (изображение на монете)

Пророк Даниил и его друзья

Джеймс Тиссо. Депортация евреев в Вавилонию (1896)

Из истории Древнего Востока мы знаем, что в трагическом 587/6 году до н. э. прекратило своё существование Иудейское царство, бывшее вассалом Вавилонии, но, на свою погибель, втянутое Египтом в антивавилонскую коалицию. (О неминуемой катастрофе предупреждал последних недальновидных иудейских царей пророк Иеремия, за что был брошен в темницу и едва не погиб.) Второй царь нововавилонской (халдейской [2]) династии Навуходоносор II (605–562 до н. э.), которого устрашённые народы Переднего Востока называли «Бичом Божиим», захватил мятежный Иерусалим, сжёг Храм Соломона, вывез в качестве трофеев священные храмовые сосуды и богослужебные принадлежности и депортировал в Месопотамию почти весь еврейский народ. По иудейскому преданию, среди пленников находились и знатные юноши Даниил, Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л.

Навуходоносор II, охотно использовавший таланты покорённых народов, приблизил их ко двору, распорядился воспитать в роскоши и обучить «халдейской премудрости». Но при этом они хранили заповеди своей веры: отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни. За благочестие Господь даровал им особую мудрость, а святому Даниилу – для вразумления язычников – дар прозорливости и истолкования снов. Он превзошёл в астрологической премудрости всех придворных звездочётов и магов (волхвов) и стал особо приближенным к царю. Но жилось им в почётном плену отнюдь не сладко.

Пророк Даниил и его друзья

Три отрока в пещи́ огненной. Мозаика монастыря Святого Луки (Греция, 1030–1040 гг.)

Однажды Навуходоносор повелел воздвигнуть своё изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это друзья Даниила – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в страшную пылающую печь. При этом пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (см. Книга пророка Даниила 3:26 – 90; эта «Песнь трёх отроков» вошла в православное богослужение). Явившийся ангел Господень охладил пламя, и отроки остались невредимы. Увидев это, пораженный царь повелел им выйти, а сам признал правоту Бога Истинного.

Пророк Даниил и его друзья

«Колосс на глиняных ногах»

В другой раз Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Придворные мудрецы и гадатели оказались бессильны ему помочь. Разъярённый царь приказал было всех их казнить, но ситуацию спас Даниил. Он напомнил: «Царь, перед тобой стояла большая статуя – огромная, сияющая ослепительным блеском, ужасная на вид. Голова статуи была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бёдра из бронзы, ноги из железа, а ступни частью из железа, частью из обожжённой глины. Пока ты смотрел, откололся камень, без помощи человеческих рук. Он ударил статую по ступням … и раздробил их. И в тот же миг железо, обожжённая глина, бронза, серебро и золото разбились на куски и стали как мякина на току́ летом. Ветер унёс их, не оставив и следа. Но камень, который ударил в статую, превратился в огромную гору и заполнил всю землю» (Дан. 2:31–35). (Отсюда крылатая фраза «колосс на глиняных ногах».) На этот текст существует много мессианских комментариев, впрочем, остающихся за пределами нашего скромного этюда.

Пророк Даниил и его друзья

Четыре зверя видения пророка Даниила. Фрагмент росписи западной стены в церкви Спаса Нерукотворного Образа на Сенях (Кремль города Ростова Ярославской обл.)

Кульминацией актуальных в период крушения древних цивилизаций и становления Эллинистического мира видений был сон самого Даниила, предусмотрительно им записанный. Он открыл современникам не только содержание сна, но и его пророческое значение: речь шла о сменяющих друг друга мировых империях, символически изображённых в виде фантастических зверей [3], пожирающих друг друга, и величии последнего вечного Мессианского Царства, возглавляемого Сыном Человеческим. Это имя станет основным самообозначением Иисуса Христа.

Пророк Даниил и его друзья

«Ветхий де́ньми». Фреска церкви Спаса на Нередице, нач. XII в. Великий Новгород

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями [4]; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая вόлна; престол Его – как пламя огня. <…> Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним. Судьи сели, и раскрылись книги. <…> Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:9–10, 13–14).

Пророк Даниил и его друзья

Рембрандт. Пир Валтасара (1635 г.)

При царе Валтасаре [5] святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время кощунственного и беспечного пира, когда в качестве кубков для вина использовали золотые сосуды из Храма Соломона. Надпись предвещала скорое падение возгордившегося и превысившего свои полномочия (данные ему истинным Богом!) Вавилонского царства. (Отсюда понятие «пир во время чумы».)

При персидском царе Дарии (522–486 до н. э.) Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его (см. вводную иллюстрацию). Сожалевший о скоропалительном приговоре Дарий так этому обрадовался, что даже повелел во всём своём царстве поклоняться Богу Дании́лову, «потому что Он – Бог Живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно» (Дан. 6:26).

Пророк Даниил и его друзья

Могила пророка Даниила в Сузах

По преданию, Даниил дожил до глубокой старости и скончался в Персии, где до сих пор показывают его могилу в Сузах. Другие города Востока тоже претендуют быть хранителями останков пророка (он почитается и в исламе). Согласно одному позднему – уже христианскому – свидетельству (св. Кирилла Александрийского, V в. н. э.), его друзья Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Именем пророка Даниила надписывается книга Ветхого Завета, находящаяся в христианской Библии в разделе пророческих книг (в еврейской Библии – в третьем разделе, «Кетуби́м», или «Агиографы», среди назидательных писаний). Эта очень интересная и поздняя по происхождению книга (ок. 164 г. до н. э.) принадлежит не к пророческим писаниям, а к популярному в «межзаветные времена» жанру апокалипсисов («откровений»). Ей подражают апокрифические апокалипсисы Варуха, Ездры, Еноха и другие, а также знаменитый памятник христианской апокалиптики, единственный из книг этого жанра, вошедший в канон Нового Завета после долгих колебаний, – Откровение Иоанна Богослова (в отличие от других книг Нового Завета она не имеет в Православной Церкви богослужебного употребления).

Пророк Даниил и его друзья

«Пещнόе де́йство» в Москве (кадр из фильма «Иван Грозный»)

История с огненной печью, в которую были ввержены друзья Даниила, – или так называемое «пещнόе де́йство» – в XVI—XVII веках разыгрывалась всенародно в Великом Новгороде, Москве и других городах в Неделю Пра́отец (предпоследнее воскресенье перед праздником Рождества Христова) или в Неделю святых Оте́ц (последнее воскресенье перед Рождеством). Это было одно из первых театрализованных представлений в нашей стране.

Примечания

[1] Славянский термин «о́трок», часто используемый в нашей церковной письменности для указания на взаимоотношения библейских персонажей, обычно указывает не на возраст («отрочество», предшествующее «юности»), а на степень близости или доверия. «Отрок» – это и человек, живущий в доме хозяина на положении члена семьи, слуга, («секретарь»), оруженосец и вообще друг (младший по возрасту) и доверенное лицо.

[2] Халдеи – семитические племена, расселявшиеся в 1-й половине I-го тысячелетия до н. э. на окраинах Вавилонии и ведшие с ассирийцами борьбу за обладание Вавилоном. С 626 по 539 г. до н. э. в Вавилоне правила т. н. Халдейская династия, второй царь которой, – Навуходоносор II – в 587/6 году положил конец древнееврейской государственности. «Вавилонский плен» продолжался до 538 года, когда произошла смена «мирового лидера»: персидский царь Кир II Великий (559–530 до н. э.) в 539 году захватил Вавилон и позволил евреям вернуться на родину. – Смотрите ветхозаветную Книгу Ездры, любой курс по истории Древнего Востока, а также: Дандамаева М. М. Когда халдеи стали прорицателями? // Вестник древней истории. 1998. № 2, с. 32–50. (К ресторанному бизнесу халдеи не имеют никакого отношения.)

[3] Эти звери (смотрите их описание в 7-й главе Книги пророка Даниила), по мнению комментаторов, – символы Вавилона, Персии, Греции (империи Александра Македонского) и Рима (или же – Вавилона, Персии, Мидии и Македонии).

[4] Слав. «Ветхий де́ньми» – т. е. древний по счету дней, в значении ‘вечный’. Здесь мы встречаемся с одним из символических имен Бога, основанным именно на этом видении. Отсюда – образ Бога Отца в виде седобородого старца, получивший широкое распространение в христианской живописи и иконописи. В догматическом отношении этот образ абсолютно неканоничен, но мы к нему привыкли. Иногда «Ветхий де́ньми» отождествляется с Иисусом Христом. Но это самостоятельная тема.

[5] Здесь – ошибка автора Книги Даниила. На самом деле последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н. э.), а Валтасар – губернатором столицы.

Лит.: Иосиф Флавий. Иудейские древности X:10–11; Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. I. С. 461–462; Мень А., прот. Исагогика: Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000. С. 501–530; Даниил