Открылась выставка «Страсти Христовы: путь к Богу»

 
 
 

Выставка молодых художников «Страсти Христовы: путь к Богу» открылась 21 марта на хорах Феодоровского собора.

Фотогалерея здесь

Эта выставка — продолжение студенческой выставки в Санкт-Петербургской академии художеств «Бог в ХХI веке». Среди участников — как студенты, так и выпускники. Часть экспозиции составляют работы мастерской церковно-исторической живописи под руководством Александра Крылова, есть и работы студентов «светских» факультетов — живописи, графики и скульптуры.

Участники:

  • Алексей Гира,
  • Заур Дзуцев,
  • Никита Каменев,
  • Арсений Морд,
  • Михаил Пастухов,
  • Владимир Гостюхин,
  • Симеон Цинцарски,
  • Никита Кульнев,
  • Юлия Алексеенкова,
  • Марина Озоль,
  • Егор Фомин,
  • Михаил Покровский.

Эта уже третья великопостная выставка «Страсти Христовы», проходящая в Феодоровском соборе.

Куратор выставочного пространства Ярослав Стародубцев на церемонии открытия напомнил, что вскоре после освящения собора в 1913 году здесь, на хорах, проходила выставка церковной утвари, поэтому и было решено проводить в этом пространстве выставки сакрального искусства. Куратор и участник выставки художник Арсений Морд отметил, что светское искусство на христианскую тему актуально и востребовано.

Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин выразил радость, что после большого перерыва, вызванного пандемией, выставки в храме возобновляются.

«Пространство это необычное: это одновременно и храм — хоры верхнего храма нашего собора, и немного самостоятельное пространство, — сказал отец Александр. — Есть предположение, что изначально и планировалось сделать это пространство выставочным, потому что оно слишком большое для хора. Двойственность этого пространства как нельзя кстати, когда мы говорим о современном искусстве на христианскую тему: с одной стороны, существует канон, определенные представления о допустимости или недопустимости того или иного изображения священных сюжетов, но с другой стороны мы говорим о свободе художественного выражения, о поиске современного языка. Художник сам выбирает, в каком духе, в каком стиле ему творить. Вчера я ознакомился с произведениями — я не критик, но мне кажется, что это как раз то искусство, которое удовлетворяет обоим этим условиям. Желаю всем художникам успешного творческого пути и надеюсь, что наше сотрудничество продолжится».

Выставка поражает разнообразием: здесь представлены все виды и жанры искусства — живопись, графика, скульптура, произведения камерные и монументальные, выполненные в самых разных техниках, от традиционных до неожиданных, например, скульптура из листового железа. Работы Алексея Гиры по стилистике напоминают о Синодальном периоде; икона-картина «Salvator mundi» создана по мотивам произведений известного художника конца XVIII — начала XIX века Владимира Боровиковского.

Если говорить о том, что волнует художников, то можно выделить темы страдания и встречи с необъяснимым, неотмирным, божественным.

  • Тему мученичества развивает, например, Никита Кульнев в триптихе «Положение во гроб» и в картине «Святой Кодрат Коринфский».
  • Арсений Морд в рельефе «Милосердие» напоминает нам о необходимости доброго отношения к природе, животным.
  • Юлия Алексеенкова в триптихе «Демиурги» касается темы божественного происхождения искусства.
  • Неожиданна скульптура Арсения Морда «Ангел снисходящий»: мы видим совершенно непривычное существо. Сам Арсений объясняет, что поскольку ангелы бестелесны, традиционное изображение в виде человека с крыльями — чистая условность. Ему захотелось выразить ощущение полета, нахождения одновременно в двух мирах с помощью архаических форм.

Выставка открыта до 25 апреля по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00.

ИА «Вода живая»,
Текст: Татьяна Кириллина
Фото: Марина Куракина
21.03.21