Встречи с монахиней Иулианией (Денисовой) прошли в Феодоровском соборе

 
Встречи с монахиней Иулианией (Денисовой) прошли в Феодоровском соборе
 
 
Встречи с монахиней Иулианией (Денисовой) прошли в Феодоровском соборе

В нижнем храме собора Феодоровской иконы Божией Матери 12 ноября прошла творческая встреча с регентом и церковным композитором, руководителем праздничного и сестринского хоров Свято-Елисаветинского монастыря Минска монахиней Иулианией (Денисовой).

Фоторепортаж

Встреча прошла в формате ответов на вопросы. Среди присутствавших было немало тех, кто поет на клиросе, поэтому вопросы часто касались специфических проблем церковного пения. Например, почему на спевках хор поет лучше, чем во время службы. Матушка ответила, что причин тому множество: от банального волнения до того, увы, печального факта, что на спевке всегда кто-то отсутствует, а ошибки одного человека сказываются на звучании всего хора.

Спросили ее и о том, как реагировать, если во время службы кто-то фальшивит. Она ответила, что если человек фальшивит, с ним надо специально заниматься; когда делаешь замечания, необходимо учитывать, какой человек перед тобой: «По моим наблюдениям, профессиональные музыканты гораздо спокойнее реагируют, чем любители, поэтому певчим праздничного хора могу сделать замечание в жесткой форме, а с сестрами надо быть осторожнее: лучше пожертвовать чистым аккордом, но сохранить хорошие отношения».

На вопрос, как собрать хор, матушка Иулиания ответила, что лучше начать с двух-трех своих друзей, не нужно собирать двадцать человек, а потом отсеивать, ведь это живые люди. «Если вы регент, начинайте дружить с хором: праздновать дни рождения, хвалить, если пели хорошо».

Монахиню Иулианию спросили, как она относится к традиции общенародного пения в храме, широко распространившейся в ХХ веке, а также к тому, что часто миряне подпевают хору. Она ответила, что относится к общенародному пению настороженно: «Оно фальшиво, как ни крути. Ведь это не какая-то новая традиция, так уже не раз было в Церкви; общеизвестно, что за профессиональный хор выступал в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Кто-то говорит: «Я не могу молиться, если не пою». Ну, значит, нужно найти храм, где это принято, такие храмы есть. Но вообще, если во время службы над твоим ухом кто-то громко подпевает, службу у тебя украли». Она подчеркнула, что в хоре не должно быть слышно отдельных голосов: «Хор не терпит индивидуальностей, хор — это единство во множестве». Поэтому профессиональные оперные певцы-солисты на клиросе — часто не находка, а проблема.

Много было вопросов и о том, под воздействием каких обстоятельств героиня встречи избрала монашеский путь. Матушка Иулиания рассказала, что большую часть жизни была неверующей, даже занималась астрологией. Уверовала в Бога во время тяжелой болезни младшего сына. Ребенок чудом исцелился. Вскоре после этого музыковед Ирина Денисова стала петь в хоре Петропавловского собора — оказалось, что бывшая одноклассница Елена там служит регентом. Десять лет Ирина служила в этом соборе сначала певчей, потом и регентом. И вдруг в какой-то момент осознала, что необходимо изменить свою жизнь, полностью посвятить ее Богу. Монахиня Иулиания подчеркнула, что не нужно уходить в монастырь из-за несчастной любви или «от одиночества» — если человек сомневается, нужно ли ему в монастырь, он может целомудренно жить в миру — и привела слова апостола Павла: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1Кор. 7:7), а апостол Павел не был ни женатым, ни монахом, а просто целомудренным человеком. Если человек думает, какой монастырь избрать, нужно поездить, посмотреть. Главное — «почувствовать призыв».

На вопрос, не мешает ли творчество, концертная деятельность монашескому уединению, не способствует ли известность тщеславию, гостья ответила, что занимается концертной деятельностью по благословению духовника, а тщеславие не зависит от того, чем ты конкретно занимаешься: можно гордиться, даже если моешь полы.

Прозвучал и общий вопрос — насколько необходима музыка на богослужении. Монахиня Иулиания напомнила евангельский эпизод: сразу после Тайной вечери, где было установлено Таинство Причащения, Иисус и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14:26).

«Если Христос воспел, почему мы не должны петь? — задала она риторический вопрос. — Пение более доходчиво, чем просто слова. Музыкально оформленный звук проникает в душу; надо и на душу воздействовать, а не только на разум».

На следующий день, 13 ноября, в верхнем храме состоялась открытая спевка под руководством монахини Иулиании.

В спевке приняло участие около двухсот человек, среди них — регенты и певчие профессиональных и любительских хоров, учащиеся регентских отделений. Разучивали сочинения и гармонизации монахини Иулиании (Денисовой) — «Трисвятое», «Херувимскую», «Кондак акафиста апостолу Андрею». На спевку специально приехали певчие из Москвы.

Монахиня Иулиания (Ирина Денисова) родилась 6 сентября 1957 года, окончила Ленинградскую консерваторию. Вырастила троих детей, получила признание в мире музыки. В ноябре 2007 года стала послушницей, а затем приняла монашеский постриг с именем Иулиания в Минском Свято-Елисаветинском монастыре. О ней сняты фильмы «Регент» и «Инокиня». Дирижер, композитор, лауреат многочисленных фестивалей, автор более 150 песнопений и гармонизаций.

ИА «Вода живая»,
фото: Марина Куракина
13.11.17