Вышло в свет «Евангелие-Апракос. Евангельские чтения на каждый день согласно церковным зачалам по-церковнославянски и по-русски».
Издание подготовлено в рамках «Издательской программы Феодоровского собора» и вышло по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, имеет гриф Издательского совета РПЦ.
- Объем: 664 стр.
- Размер: 290 мм * 245 мм
- Переплет: твердый, тиснение золотой фольгой
- Тираж: 500 экз.
- Гриф ISBN: 978-5-6043033-3-7
- Год выхода: 2020
Церковнославянский и русский Синодальный переводы расположены двумя параллельными столбцами.
На обложке золотым тиснением изображены Крест и животные символы четырех Евангелий, выполненные архимандритом Зиноном (Теодором) специально для данного издания.
В книге – пять разделов:
- Рядовые Евангельские чтения;
- Евангельские чтения неподвижного круга;
- Евангельские чтения служб общих;
- Евангельские чтения таинств и служб на потребу;
- Евангельские чтения на воскресной утрене.
Приобрести книгу можно в книжной лавке Феодоровского собора или в интернет-магазине.
Что такое Апракос?
Ежедневно во время Божественной литургии и других богослужений Православной Церкви читается тот или иной отрывок из Евангелия. В течение веков церковная традиция выработала календарь, согласно которому на каждый день полагается определенное, каждый раз разное, в смысловом отношении законченное чтение – по-славянски «зачало».
Этот календарь состоит из нескольких циклов, наслаивающихся друг на друга.
Основной и самый обширный из них – тот, в котором предусмотрен буквально каждый день года, – ведет свой отсчет от главного христианского праздника, Пасхи Христовой, когда на Литургии мы слышим знаменитое «В начале было Слово» (Ин. 1:1). Начиная с «праздника праздников» и до праздника Пятидесятницы звучит Евангелие от Иоанна. Затем, до отдания Крестовоздвижения, читается Евангелие от Матфея, после чего наступает черед Евангелия от Луки, а Великим постом, предваряющим следующую Пасху, мы слышим Евангелие от Марка. Другой, не столь объемный, но не менее важный цикл – чтения в дни неподвижных праздников, то есть дни, которые имеют один и тот же, фиксированный, «неподвижный» день в календаре. Праздники тут как великие и известные многим: Рождество Христово (25 декабря по старому стилю), Богоявление (6 января) и другие, так и менее великие, но чтимые в Церкви: дни памяти различных святых и другие.
«Апракос» и есть книга, в которой евангельские чтения расположены в порядке описанных циклов: сначала подвижный круг, начинающийся на Пасху и состоящий из так называемых рядовых чтений (1-й раздел), затем – неподвижный круг, начинающийся на церковный новый год 1 сентября (2-й раздел).
Греческий термин «Апракос» переводится как «Недельный».
В нашей книге имеется еще три раздела: 3-й – чтения, тематически связанные с праздниками тех или иных святых в зависимости от типа их святости (так называемые общие); 4-й – чтения, читаемые во время церковных таинств и частных богослужений (так называемых треб); 5-й – цикл, состоящий из 11-ти чтений, прочитываемый несколько раз в течение года во время воскресной утрени (как правило, по субботам на всенощном бдении) и представляющий собой отрывки из последних глав четырех Евангелий, в которых повествуется о явлениях воскресшего Спасителя.
Очевидно и явно отличие такого издания Евангелия от привычного Четвероевангелия, то есть четырех книг, расположенных в Новом Завете в известном порядке: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Евангелия-Апракосы вошли в богослужебную практику в Византии более тысячи лет назад, так что при принятии христианства славянами именно в такой, «апракосной» форме Евангелие пришло и на Русь. Древнейшие славянские рукописи Евангелия, такие как знаменитое Остромирово Евангелие XI века, – Апракосы. Впоследствии, особенно с распространением книгопечатания, они вышли из употребления, так как в практику вновь вошла изначальная форма Евангелия – Евангелие-Тетр, или, по-русски, Четвероевангелие.
Сегодня, в век постепенно нарастающего церковно-богослужебного многообразия, наряду с общепринятым Тетром может быть вновь востребован Апракос как издание, прямо приспособленное к богослужебной практике Церкви.
В оформлении обложки использованы рисунки архимандрита Зинона, написавшего фрески и иконы в нижнем храме Феодоровского собора.
Большой формат, золотое тиснение на обложке, плотная бумага, достаточной крупный шрифт, строгая, но нарядная эстетика оформления текста позволят использовать книгу во время богослужений.