Проповедь в Великую Пятницу

Когда глашатай римского префекта Понтия Пилата огласил еще один, очередной смертный приговор осужденному преступнику — Иисусу из Назарета, обвиненному в богохульстве и в том, что хотел сделать Себя царем Иудейским, — тогда “вся тварь изменяшеся страхом”, содрогнулись небо и земля, ибо поношению и презрению подвергся Ангелов Царь, Господь Славы, Сын Божий.

Род же людской выразил свое отношение тем, что в большом количестве собрался “на позор сей”, как говорится по-славянски в сегодняшнем Евангелии. “Позор” — по-славянски “зрелище”. Лишь некоторые рыдали, главным образом женщины, следовавшие за Иисусом от самой Галилеи, тогда как другие насмехались или с любопытством взирали. Наиболее всего рыдала скорбящая (прискорбнейшая) Матерь Его. Наверное, Она была ведома другими женами, и они Ее поддерживали, словно умирающую, со-умирающую со Своим Сыном — доколе Он не достиг того места, где Его и распяли. Пред Ее очами Господь был поднят на Крест и прибит смертоносными гвоздями, — теми, что остановили, “зафиксировали” Его в том положении, в Котором и мы лицезрим Его вот уже две тысячи лет с тех пор.

Христос, Сын Божий, Слово, чрез Которое все начало быть — жизнь наша, жизнь всей твари, Тот, в Ком столько жизни, сколько звезд на небе, — Он предал Свое естество страданию, чтобы не оставить ни одной души в пасти диавола, ни одного грешника в плену греха. Ради чего, как не ради нашего обращения, покаяния и исправления Он совершил этот добровольный шаг, отдав Себя на поругание, “на позор сей”.

Безмерна и удивительна кротость Господа!

Эта кротость и стала победой Его, ибо он надеется на обращение грешника. Он любит обратившегося грешника не меньше, чем того, кто никогда не прегрешал и не навлек бесчестие греха. И если Он отдает Себя нам в пищу и питие, отдает даже до смерти, то Его пищей и питием является наше обращение от греха. Ибо только в этом наш путь к жизни и воскресению.

Он надеется на этот взаимный дар с нашей стороны — чтобы мы не просто лицезрели “позор сей”, а чтобы смогли увидеть грехи свои как соучастие в казни Сына Божия, увидели с чувством вины и раскаяния и с надеждой на прощение. Ибо день сей — не день гнева Божия, не день страха перед диаволом и грехом, не день отчаяния в виду чрезмерной злобы мира сего, а день беззащитной скорби Матери Божией, день снисхождения и кротости Бога, что стали Его победой.

О прещедрый Иисусе! Помоги нам, отними от нас то, что сотворили мы, чтобы сохранилось и воскресло то, что сотворил Ты. И сделай так, чтобы в нас не погибло то, что искупил Ты драгоценной Своею Кровию на Кресте. Аминь.