Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в день апостолов Петра и Павла.

БОГ ЕСТЬ ЖИЗНЬ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память первоверховных апостолов Петра и Павла, и в их лице вообще всех, кто считает себя учениками Христовыми, апостолами. Евангелисты Матфей, Марк и Лука употребляют слово «апостолы», что по-гречески означает «посланник», «глашатай», как бы дипломатический посланник. Но евангелист Иоанн употребляет другое слово: он никогда не говорит «апостол», он говорит «ученик». И это нам помогает глубже понять, в чем суть сегодняшнего праздника, в чем смысл призвания каждого из нас. В Церкви этот день связан с молитвами о пастырях, о тех, кому самой Церковью доверена особая миссия совершать священническое служение.

Итак, кто такие апостолы? Апостол — посланник, глашатай. Христос недолго будет среди Своих учеников. Настанет момент — Он уйдет, и они будут вместо Него. Им предстоит исполнить миссию, о которой они пока ничего не знают. И Господь их готовит к этой миссии. Им предстоит разойтись во все концы обитаемой вселенной, для того чтобы возвещать, быть глашатаями великой вести о том, что Царство Божие уже вошло в этот мир. Мы присутствуем при рождении нового мира. И что отныне все страдания мира, все катаклизмы, которые происходят вокруг, — это знак того, что рождается новый мир, а апостолы как будто на передовых рубежах — идут с этой вестью впереди для того, чтобы сказать: «Бодрствуйте! Начинается новая жизнь. Она уже здесь». Все это представляет собой нечто революционное, неожиданное.

Когда мы думаем о религии, то нам кажется, что религия состоит в исполнении каких-то внешних предписаний, потому что есть предписания закона, есть заповеди, есть катехизис, есть много чего, чем мы можем себя занимать. Акафисты читать, слушать радио «Радонеж», поститься. Мы можем совершать благочестивые и благородные дела. Но Христос нам говорит, что это еще не все. Если только это, то это слишком тривиально. Это лишь внешнее. Конечно, без внешнего нет и внутреннего, внешнее тоже очень важно, но существует нечто гораздо более важное. Пусть каждый момент нашей жизни, каждый наш поступок будет не просто каким-то действием, но пророческим знаком того, что Царство Божие уже вошло в этот мир.

Вера — как музыка. Что отличает настоящего, талантливого музыканта от музыканта посредственного, даже если у него великолепная техника? Первые пять минут ты слушаешь, наслаждаясь техникой. А потом невольно спрашиваешь себя: «А когда же начнется музыка?» Так же бывает и с верующими людьми. Довольно часто нам встречаются «чемпионы» религиозных дел, но часто ли нам встречаются люди с живой верой? И сегодняшнее евангельское чтение нам как раз приоткрывает то, с чего же начинается вера. Мы словно участвуем в диалоге. В Кесарии Филипповой лицом к лицу, глаза в глаза Христос беседует со Своими учениками, в первую очередь с апостолом Петром. Они уединяются, и Христу очень важно услышать не просто какие-то формальные исповедания веры, но нечто глубоко личное: кем Он в действительности является для апостолов. Господь чрезвычайно деликатен, Он не спрашивает «в лоб». Сначала Он задает вопрос: «Что люди говорят обо Мне?» Ученики отвечают: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Один из великих пророков… И тогда Христос задает вопрос: а кто Я для вас лично? И вот здесь уже никуда не скрыться. Формальным ответом здесь не отделаешься. И этот вопрос словно бросает огонь в пороховую бочку. Петр взрывается и выдает все как есть, кто Иисус для него: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Удивительное исповедание веры. Если бы в те моменты, когда мы забываем о Боге, мы могли бы вдруг вспомнить, что Бог — это не что-то абстрактное, но что Бог есть жизнь! Как в Ветхом Завете, где люди клянутся: «Жив Господь!» и дальше произносят то, что действительно у них на сердце. В Евангелии Господь говорит: «Аз есмь жизнь».

Одно дело, когда мы повторяем чужие слова, общепринятые мнения, а мнения всегда связаны с сомнениями, неуверенностью. Другое дело, когда мы переходим на уровень личных отношений, на уровень сердца: насколько ты предан и насколько то, что ты говоришь, действительно является нервом твоей жизни. И становится понятной история Петра и что значит быть апостолом.

Мы слышали о страданиях апостола Павла. Кто эти люди, которые оставили все, что у них было, расстались со всеми ложными утешениями для того, чтобы обнять, принять то обетование, которое им предлагает Господь? Лицом к лицу, не отводя взгляд, понимаешь, что Христос — их единственная жизнь, их единственный смысл, и в ответ слышишь эти слова: «Блажен ты». Поэтому, дорогие братья и сестры, пожелаем друг другу, прожив нашу жизнь, представ перед Господом, услышать в ответ нечто подобное: «Блажен ты, проживший жизнь именно так, как ты верил, — по своей вере». Аминь.

Опубликовано в журнале «Дорога вместе». 2011. №3