7 июня 2019 в 17:00

7 июня — Госэкзамен кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории

Госэкзамен выпускников кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по дисциплине «Вокальный ансамбль» состоится 7 июня в нижнем храме Феодоровского собора. Начало в 17 часов (до 21 часа). Вход свободный.

Экзамен пройдет в форме концерта, в котором будут представлены знаменный, путевой, болгарский роспевы, строчное, демественное и партесное многоголосие, жанры внебогослужебной духовной лирики – духовные стихи и канты, песнопения греческой православной церкви, а также богослужебная традиция старообрядцев-поморцев.

Программы Государственного экзамена по Вокальному ансамблю студентов IV курса кафедры Древнерусского певческого искусства

«Освященный Богом прежде рождения. Песнопения преподобному Михаилу Малеину – небесному покровителю Михаила Феодоровича Романова»

Руководитель: Наталья Евдокимова.

Аннотация к программе:

Замысел концертной программы основывается на мотиве богоизбранности христианских святых. Многие подвижники посвящали свою жизнь служению Богу по предопределению свыше: Амвросий Медиоланский, Ефрем Сирин, Сергий Радонежский и  другие. Предзнаменование сыграло решающую роль и в судьбе преподобного Михаила Малеина. Выбор песнопений для концерта из службы именно этому святому не случаен. Его память неразрывно связана с отечественной историей – в честь преподобного Михаила был крещен родоначальник династии Романовых, царь Михаил Феодорович. Помимо этого святой интересен тем, что он стал прародителем Афонского монашества – преподобный известен как духовный наставник  Афанасия Афонского, игумена первой святогорской обители. Этими фактами был продиктован выбор песнопений. Музыкальное решение произведений иллюстрирует географию почитания Михаила Малеина: концерт составляют песнопения в стиле современной греческой богослужебной традиции, как напоминание о византийском происхождении святого и его связи с Афоном, а также древнерусские песнопения, как свидетельство его почитания на Руси. Завершается программа царским многолетием Михаилу Федоровичу, благодаря которому имя святого Михаила приобрело широкую известность на Руси в XVII веке. Поэтические тексты представленных в программе песнопений раскрывают главную идею — богоизбранность святого Михаила Малеина и его преподобнический подвиг.

Песнопения:

  1. «Преподобне отче освятился еси прежде рождения». Стихира на «Господи, воззвах» 5-го гласа. Распев на подобен 5-го гласа «Ὅσιε Πάτερ, θεοφόρε Θεοδόσιε» Евдокимовой Н. (певческая традиция греческой православной церкви). Исполняет женский состав русского византийского хора «Пахомий Логофет».
  2. «Преподобне отче во всю землю изыде вещание». Стихира-славник на «Господи, воззвах» 6-го гласа. Распев Астахова С. (певческая традиция греческой православной церкви). Исполняет женский состав русского византийского хора «Пахомий Логофет».
  3. «Отче богомудре Михаиле». Стихира знаменного распева 8-го гласа на «Господи, воззвах» («Ины стихиры»). Шифр рукописи: РГБ, ф.272 №325. Реконструкция Евдокимовой Н. Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».
  4. «Освящен Богом прежде рождения». Стихира знаменного распева 3-го гласа по 50-м псалме. Шифр рукописи: РГБ, Ф. 379 №57. Реконструкция Евдокимовой Н. Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».
  5. «Преподобне отче от юности равноангельное возлюбив житие». Стихира знаменного распева 5-го гласа (самогласен). Шифр рукописи: РГБ, ф.272 №325. Реконструкция Евдокимовой Н. Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».
  6. Многолетие царю Михаилу Феодоровичу. Демественное многоголосие. Шифры рукописей: РГБ, ф.379, №81; БАН, Романч. 18, РНБ, Погод.499., РГБ, ф.304. I. №429. Реконструкция Евдокимовой Н. Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».

«Восплакался Адам»

Руководитель: Татьяна Чернышева

Аннотация к программе:

Данная программа состоит из песнопений древнерусских стилей церковного пения, а также из двух образцов внелитургической лирики. Все произведения, которые прозвучат в концерте, исполнялись во время одного из важнейших для русского православного человека периодов года – во время Великого поста, как за богослужением, так и в домашних условиях. Содержание текстов, распетых древнерусским мелосом, пронизано идеями покаяния человека перед Богом, искупления своих грехов, радости Спасения.

Песнопения:

  1. «Восплакался Адам, пред раем седя». Духовный стих устной традиции. Солист — Арсений Морд.
  2. «На реках вавилонских». 136 псалом. Болгарский распев. Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».
  3. «Человек бе некто богатый». Духовный стих рукописной традиции. Солист — Наталья Евдокимова.
  4. «О, коликих благ». Стихира из службы недели о Блудном сыне. Знаменный распев. Исполняет мужской ансамбль.
  5. «Отче благий». Стихира в неделю о Блудном сыне. Знаменный распев. Исполняет мужской ансамбль.
  6. «Покаяния отвезти ми двери». Тропарь. Строчное многоголосие. Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».

В интродукционных разделах будут звучать музыкальные инструменты — кавал и скрипка.

«Вход Господень во Иерусалим»

Руководитель: Елизавета Любченко

Аннотация к программе:

В программу вошли песнопения праздника Входа Господня в Иерусалим из певческих рукописей 17 века – как монодия, так и многоголосие. Рассматривается история праздника, формирование службы, а также существующие традиции празднования Вербного Воскресенья в Московском Царстве. Особое внимание будет уделено традиции Шествия на осляти в Неделю Цветоносия.

Песнопения:

  1. «Прежде шести дней Пасхи». Стихира, знаменный распев, 1 глас.
  2. «Днесь благодать Святаго Духа». Стихира, строчное многоголосие, 6 глас.
  3. «Днесь Христос входит во град Вифанию». Стихира, путевой распев.
  4. «Радуйся и веселися граде Сионе!» Стихира, партесное многоголосие.
  5. «Радуйся зело, тщи Сионя!» Кант.
  6. «На херувимехъ носимый». Стихира, знаменный распев, 8 глас.

Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».

«Певческая традиция старообрядцев поморского согласия»

Руководитель: Анастасия Тихомирова

Аннотация к программе:

Программа посвящена архаичной певческой традиции старообрядцев-беспоповцев, которая восходит своими корнями к древнерусской традиции пения, существовавшей до раскола в сер. 17 в. Поморская традиция интересна некоторыми особенностями исполнения песнопений, такими как: 1) хомония (раздельноречие); 2) архаичное интонирование с отклонениями от обиходного звукоряда; 3) гетерофония (развитая система подголосков); 4) сольные запевы головщика с хоровыми подхватами остальных певчих и др.

Программа предусматривает различные формы пения, регламентированные дореформенным богослужебным чином и поморским Уставом: антифонное пение по ликам, респонсорное исполнение воззвахов с чередованием чтеца и хора, совместное пение обоих ликов «на сходе» в центре храма.

Во время звучания мы бы хотели предложить видеоряд с фотографиями поморских общин, молельных, рукописей и т.п.

При подготовке песнопений мы опирались на аудиозаписи, записанные в ходе экспедиций в поморские, федосеевские и единоверческие общины 1971 – 2019 гг. Расшифровки звучащих образцов сопоставлялись с рукописями и печатными поморскими изданиями для выявления тонкостей исполнения, которые, как мы надеемся, будут представлены на гос. экзамене.

  1. Чин «Воззвахов», глас 3. (в сокращении), знаменный роспев. (Аудиозаписи: Успенская поморская община г. Клайпеда (Литва), 1971 г., головщики Покровской единоверческой общины в Рубцово (г. Москва) – Вероника и Даниил Григорьевы; письменный источник: Поморский Обиходник, 1911 г.) Расшифровка: Тихомировой А.
  2. Три воскресные стихиры Октоиха на «Господи, воззвах», гл. 3, напевка: «Твоимъ крестомъ Христе спасе», «Просветишася всяческая», «Кресту Твоему». (Аудиозапись: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (Латвия), 70-е гг.). Расшифровка: Тихомировой А.
  3. Догматик богородичен «Како не дивимося» гл. 3, знаменный роспев. (Аудиозапись: Успенская поморская община г. Клайпеда (Литва), 1971 г.; письменный источник: Поморский Октай, 1911 г.) Расшифровка: Тихомировой А.
  4. «Свете Тихий», гл. 6, знаменный роспев. (Аудиозаписи: поморская община г. Курган, 80-е гг., головщики Покровской единоверческой общины в Рубцово (г. Москва) – Вероника и Даниил Григорьевы; письменный источник: Поморский Обиходник, 1911 г.) Расшифровка: Тихомировой А.
  5. Кафизма 2-я на три «славы»: «Исповемся Тебе Господи всем сердцемъ моимъ», «Спаси мя яко оскуде преподобныи», «Господи, кто обитаетъ въ жилищи Твоемъ» (в сокращении), знаменный роспев. (Аудиозаписи: Поморская община г. Каунас (Литва), кон. 80-х гг., Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (Латвия), 1984 г.; письменный источник: Поморский Обиходник, 1911 г.) Расшифровка: Тихомировой А.
  6. Величание Вознесению Господню, путевой роспев. (Аудиозапись: А.Е. Малышев, певец федосеевской общины с. Раюши (Причудье, Эстония). Запись Т.Ф. Владышевской, 1971 г.; письменный источник: Поморский Обиход (рукопись из частного собрания, втор. пол. 19 в.). Расшифровка: Тихомировой А.

Исполняет Ансамбль древнерусской музыки СПбГК «Знамение».

«Песнопения Кресту в литургической и внебогослужебной традиции Древней Руси»

Руководитель: Роман Поимцев

Аннотация к программе:

Программа посвящена Кресту Господню, как центральному и наиболее узнаваемому символу христианства и как одному из наиболее широко распространенных символов в мировой культуре. В избранных песнопениях нашла отражение история отношений человека с Богом, с момента грехопадения посредством вкушения от запретного древа до момента искупления посредством Крестных мук (стихира «Придете вси языцы»), воспета парадоксальная судьба правителя православного христианского государства, являющегося одновременно и потенциальным мучеником (кондак «Вознесыйся на крест»), затронуты личностные моменты общения Богоматери и Ее Сына в момент наибольшего драматизма их земной истории (духовный стих «Сон Богородицы» и крестобогородичен «Не рыдай Мене, Мати»). В заключении программы — тропарь, прославляющий Крест Господень вместе с Христовым воскресением («Кресту Твоему» в двух распевах).

Песнопения:

  1. «Придете,вси языцы». Стихира на «Слава» на «Господи, воззвах» Великой вечерни из службы Крестовоздвижению, глас 2, большой роспев. (Поморская старообрядческая рукопись XX в., фотокопия из частного фотоархива Мосягиной Н. В.). Исп. мужской Фольклорный ансамбль СПБГК.
  2. «Вознесыйсяна Крест волею». Кондак из чина государевой Заздравной Чаши, строчное многоголосие. (БАН. Романч. 18, л. 472). Исп. мужской Фольклорный ансамбль СПБГК.
  3. Сон Богородицы. Духовный стих. (расшифровка аудио-записи 1991 года,музыкальныйдиск«ЭпосРусского Севера: из собрания Фонограммархива ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; запись изс. Шуньга, Медвежьегорский р-н, республика Карелия). Исп. Татьяна Чернышева, студентка кафедры ДПИ, IV курс.
  4. «Не рыдай менеМати». Крестобогородичен, глас 4, знаменный роспев. (РГБ, Фонд прот. Д. Разумовского 272/288, лл. 64-64об.). Исп. Кирилл Крылов, Магистрант Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, участник мужского Фольклорного ансамбля СПБГК.
  5. «Кресту Твоему».Тропарь в двух распевах: Строчное многоголосие (РНБ, Q. I. 875, л. 50 об.) Исп. мужской Фольклорный ансамбль СПБГК; Партесная гармонизация знаменного распева (БАН, Архангельск. певч. 75 л. 229). Исп. учебный ансамбль студентов кафедры ДПИ