Видео: «Время для катехизации»

 
 
 

Ролик № 9.

Время катехизации | Протоиерей Александр Сорокин

В серии роликов отец Александр рассказывает о принципах и особенностях катехизации в Феодоровском соборе.

Информация о катехизации на сайте Феодоровского собора.

Часть 9. Время катехизации

Теперь можно сказать о времени, когда лучше проводить катехизацию, к чему привязываться, когда начинать, когда заканчивать. Я расскажу об этом на примере организации катехизации у нас в Феодоровском соборе. В основе плана катехизации лежит церковный календарь. Не секрет, что церковный календарь имеет свою логику, свою точку отсчета, свои этапы, свои периоды. Не в последнюю очередь он связан и с «общечеловеческим» календарем, с теми ритмами, которые мы проходим каждый год, отдыхая летом и приступая к учебе (выходя на работу) с осени. Активизируется жизнь к зиме, к Новому году, затем просыпается весной вся природа. И наш главный христианский православный праздник Святой Пасхи не случайно попадает на весну. Хотя я не очень понимаю, как это все происходит в Южном полушарии, но мы с вами живем здесь, в России, в Северном полушарии, и весна у нас является таким периодом обновления сил. Пасхе предшествует Великий пост с его особенным духовным, богословским, богослужебным содержанием. А наполнился этот период таким содержанием благодаря тому, что когда-то Великий Пост был финальным отрезком катехизации.

Исходя из того, что Пасха – это основной, завершающий момент катехизации, к которому привязано все остальное, мы начинаем ее за несколько месяцев до этого события (в сентябре-октябре). Потом приходит Рождество Христово как некий промежуточный этап, после чего наступает Великий пост и тот решающий период, когда катехумен, подходя к Страстной Седмице, делает свой окончательный и твердый выбор. Совершается Таинство Крещения для тех, кто проходил катехизацию именно как подготовку к Крещению. Оно совершается в Великую Субботу, в самый главный по смыслу, самый родной и подходящий по контексту крещальный день в году. Это самый древний крещальный день, хотя таких дней Церковь для нас сохранила еще несколько (например, Рождество и Пятидесятница). Но Великая Суббота и Пасха — это своеобразная вершина, кульминационный момент, когда человек вступает в Церковь через Таинство Крещения. Конечно, не секрет, что таких людей (взрослых), которые через катехизацию готовятся именно к Таинству Крещения — единицы. Реальность наших дней такова, что гораздо больше людей, которые были крещены когда-то давно, в младенчестве или на каком-то другом этапе своей жизни. При этом они мало знают о Церкви и нуждаются в катехизации не меньше чем те, кто готовится ко Крещению. Конечно, никто не ставит под сомнение совершившееся когда-то Таинство Крещения, тем не менее этим людям тоже важно ощутить завершенность катехизации, почувствовать и осознать финал этого периода,

занимавшего несколько месяцев. Им мы предлагаем переживание Великой Субботы как некое особенное сопереживание с теми, кто проходит Крещение. Катехизация заканчивается как большой праздник, как прочувствованный финал в великую Субботу и в Пасху. Но при этом общение в рамках катехизации на этом не заканчивается, а продолжается в виде Тайноводства еще в течение нескольких недель после Пасхи до праздника Пятидесятницы. Таким образом, весь цикл катехизации простирается от осени (сентября) до начала лета, оставляя летний период для перерыва, для отдыха, чтобы затем приступить с новыми силами к очередному циклу следующей осенью.