Состоялся аудиомост с отцом Зиноном (+ аудио, расшифровка)

 
 
 
Аудио-мост с архимандритом Зиноном. 2020 год

Состоялась встреча, посвященная двум новым иконам, написанным архимандритом Зиноном (Теодором) для нижнего храма Феодоровского собора, — Преображения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

В течение 2019 года иконы были доставлены в Феодоровский собор и размещены на столбах в нижнем храме, для которого они предназначены.

Отец Зинон дал ответы на вопросы участников встречи.


Расшифровка беседы (осуществлена Людмилой Голубковой):

Отец Александр (о.А.): Отец Зинон, добрый вечер! Приветствую вас не только я, но и все, кто здесь собрался.

Отец Зинон (о. З.): Добрый вечер!

о. А.: Здесь еще целая группа заинтересованных людей, которые рады будут пообщаться с вами. Мы это всё записываем сейчас, чтобы можно было услышать тем, кто сегодня не пришел. Поэтому я сделаю маленькое введение. Выяснили, пока мы тут ждали, что из сидящих здесь людей только три человека видели вас, когда вы тут у нас служили, так что вот новое знакомство. На экране у нас один из ваших портретов на фоне фрески нижнего храма.

Я только скажу всем, что о. Зинон живет сейчас в Калужской области в Козельском районе, в деревенской местности, можно сказать, в затворе, говоря монашеским языком, недалеко от деревни Маслово, кому нужна совсем точность.

о. З: И Шамордино еще рядом.

о. А.: Да, монастырь в Шамордино виден на горизонте, километрах в пяти, по-моему, где-то так.

о. З: Да, где-то так.

о. А.: А еще дальше, в 15-ти километрах – Оптина пустынь. Но у отца Зинона своя пустынь, свой участок земли, где дом и мастерская. Это все биографические данные, очень краткие. Кому интересно, можно будет спросить.

Поводом для нашей сегодняшней встречи послужило то, что отец Зинон продолжает иконописную работу для нашего храма. В ушедшем девятнадцатом году были написаны две иконы двунадесятых праздников из той серии, которую мы задумали с отцом Зиноном. Отец Зинон согласился. И были написаны, напомню, икона Преображения Господня, а следом и, к концу года, была закончена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. И вот многим хотелось бы узнать некоторые ваши комментарии, подробности, связанные прежде всего с особенностями этих икон. Как только они появились и мы на сайте опубликовали новость, сразу многие стали спрашивать, сначала об иконе Преображения. Может быть, с нее и начнем, наверное, так?

о. З: Да, да. Я охотно отвечу.

о. А.: Была возможность прислать вопросы заранее. А сейчас, кто здесь находится, тоже можно задать вопрос отцу Зинону и по телефону.

Начнем с иконы Преображения. Вот она на экране. Впервые, когда ее видишь (я сам испытал это впечатление, как только увидел), конечно, я бы сказал, поражает или удивляет, во-первых, композиция, а во-вторых, и в большей степени, цветовое решение.

о. З: Да-да-да.

о. А.: Что вы можете сказать на эту тему: композиция, а самое главное – цветовое очень скупое решение, почти монохромное? Белый цвет одежд и так далее. Я замолкаю. Отец Зинон, вам слово.

о. З: Во-первых, еще раз всех приветствую. В качестве образца для иконы Преображения я взял мозаику из храма Святой Екатерины Синайского монастыря. Она прекрасно сохранилась. Это мозаика VI века, где и Моисей, и Илия, и апостолы – все в белых одеждах. И, естественно, Христос также. Но я заимствовал только идею. А сама композиция и цветовое решение, они совершенно иные. В принципе, эта икона целиком соответствует традиции, или, как принято выражаться – иконографическим канонам. Единственное, что непривычно, – это цветовое решение. Существует мнение некоторых исследователей Нового Завета, что Преображение произошло ночью, почему апостолы и были отягчены сном и даже уснули. А когда пробудились, они увидели Христа в необычном сиянии и двух мужей, беседующих с Ним.

Я использовал натуральный лазурит – ляпис-лазурь. Это минерал. Вокруг мандорлы, где изображен Христос, – насыщенный синий цвет, который является цветом ночи. Эта икона выглядит лучше при дневном свете, чем при электрическом, так как лазурит имеет свойство при искусственном освещении «отдавать в черноту». Если будет возможность, отец Александр, вы можете ее вынести во двор, и увидите разницу в восприятии цвета.

о. А.: Интересно! Постараемся сделать.

о. З: Потом кто-то спрашивал, почему у апостолов и пророков нет нимбов. Но на этой мозаике Синайского монастыря пророки и апостолы тоже изображены без нимбов. Даже в XIV веке, когда установилась традиция изображать всех с нимбами, у Феофана Грека, например, на иконе Преображения, которая находится в Третьяковской галерее, апостолы также без нимбов. Это нисколько не умаляет их значимости и их святости. Это чисто декоративный иконографический прием – чтобы не нарушать цельность восприятия. Вы легко можете убедиться, если посмотрите на древнерусские иконы, например «Причащение апостолов», или «Тайную вечерю», или иконы Пятидесятницы, Вознесения – там апостолы тоже без нимбов. Иначе нимбов будет слишком много, и это будет композиционно и декоративно не очень приятно для глаз.

о. А.: Спасибо, отец Зинон. Итак, белый цвет – это, наверное, главная особенность, потому что в основном на иконах Преображения апостолы представлены в разных цветах одежд. Но еще здесь, если мне не изменяет мое зрение, белый цвет одежд Христа отличается от белого цвета одежд апостолов и пророков.

о. З: По идее так и должно быть.

о. А.: Вероятно, это надо толковать как отраженный свет?

о. З: Да. В Евангелии сказано, что ризы Христа стали белыми, как свет (см. Мк. 9:3). Цветные одежды у апостолов и пророков стали писать гораздо позже. На самых ранних изводах везде все в белых одеждах.

о.А: Хорошо. Может быть, еще кто-нибудь хочет задать вопрос?..

о. З: Да, еще одну минуту, отец Александр, перебью вас. Если внимательно читать службу Преображения Господня – стихиры, канон, – там везде превалирует, преобладает идея света. Вот этого мне и хотелось показать. Синий и белый – основные колориты этой иконы.

о.А.: Понятно. Может быть, кто-то хочет еще, не стесняйтесь, уточнить, какой-то вопрос задать по иконе.

Владимир Кирьянов: Интересна мысль о том, что Преображение было ночью.

о.А.: Владимир Борисович, Вам хорошо известный, уточняет: его удивило, да и меня, признаться тоже, я не обращал внимания, что есть мнение о том, что Преображение случилось ночью. Чаще слышишь противоположные толкования: что это было в полуденный зной, когда там всех разморило и тоже спать захотели. А вот такая версия, вами предложенная, что это ночью было, необычна.

о. З: Мне давным-давно попадалось это мнение исследователей Нового Завета, я даже не помню, кому из отцов Церкви это принадлежит. Но в Евангелии, исходя из евангельского текста, трудно заключить, в какое время суток это произошло. Да это и не столь важно.

о. А.: Так же как в Евангелии не уточняется, на какой горе это случилось.

о. З: Да, вот именно. Там Фавор никак не упомянут. Скорей всего, Фавор стал фигурировать в рассказе о Преображении, если Вы помните, из-за псалма (прокимен праздника): «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» (Пс 88:13).

о.А.: Да, и там, как мы слышим, Ермон. Ермон, кстати, гораздо более подходящий кандидат для этого события, если разбираться.

о. З: Ну да!

о. А.: Если возникнут вопросы еще, то можно будет задать. А сейчас мы перейдем к иконе Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона, которая буквально месяц назад появилась у нас. И здесь тоже свои особенности: тоже белизна одежд ангела, очень близкая к той белизне, о которой мы говорили в связи с иконой Преображения. Это, так сказать, лейтмотив. Но здесь есть и другие особенности. Например, не так часто можно увидеть ангела на этой иконе, который не «топает» по земле…

о. З: Парящий!

о. А.: … а парящий ангел, летящий, хотя это вроде как очевидно, что ангелы летают, раз у них есть крылья. Так все-таки, что вы можете сказать на эту тему, почему так?

о. З: Во-первых, белые одежды у Архангела Гавриила встречаются в иконографии очень часто. Это можно видеть на мозаиках, на фресках. Кстати, икона Благовещения более необычна, чем икона Преображения, потому что ангел там, собственно, не летящий, а уже приземляющийся. Я увидел фрагмент фрески, она очень плохо сохранилась, из храма Кастельсеприо…

о. А.: … Простите, что перебиваю. Отец Алексий сейчас выведет на экран. Я у Вас сфотографировал репродукцию этой фреску. Вот, пожалуйста.

о. З: Да, да. Вот это меня вдохновило. И потом, я вам много раз говорил, что мне не очень интересно копировать уже известные образцы. Я пытаюсь их как-нибудь переработать. Это чисто художественный прием, но, опять же, я не позволяю себе произвола. Так что даже очень щепетильный ревнитель канонов иконографии там ничего недолжного не усмотрит.

о. А.: Еще по поводу Благовещения, пожалуйста, если кто-то хочет спросить… Спрашивают, что в руках у ангела?

о. З: В руке у ангела. Точнее, в левой руке.

о. А.: Да, в левой руке.

о. З: Это называется мéрило.

о. А.: Мéрило?

о. З: Ангелы часто изображаются с мéрилами. Если Вы помните, в книге Откровения ангел измерил Небесный Иерусалим мéрилом ангела. Это атрибут ангельского служения, так же как и тóроки, или слýхи, которые принимают за ленточки. На иконе «Троица» Рублева все три ангела тоже с мерилами. В общем, если вы посмотрите, вы в этом убедитесь.

о. А.: А буквально «мерило» – это что, линейка? Что это?

о. З: Скорее всего, это такой жезл или посох, несколько трансформированный. Считалось, что он имеет определенный размер, или меру, потому его так древнерусские иконописцы и назвали. Я не знаю, как византийцы его называли. Кстати, на фреске из Кастельсеприо у Ангела в руке тоже мéрило.

о. А.: Да, вот этот жезл, так? Только тут ангел в противоположную сторону перемещается…

о. З: А, ну, естественно, у меня другая композиция.

о. А.: Я только сейчас это понял, честно говоря. Пожалуйста, еще вопросы. Есть вопрос о том, почему часто на иконах Благовещения изображают голубя как символ Святого Духа.

о. З: Это абсолютно бездумное механическое перенесение голубя как Святого Духа с иконы Крещения. Голубя уместно изображать только на иконе Крещения, потому что голубь не есть ипостасный образ Святого Духа. Святой Дух являлся в разных образах, потому что Он не имеет ипостасного образа. На Иордане – как голубь, в Пятидесятницу – в виде языков как бы огненных, на горе Преображения – как облако. Поэтому на иконе Благовещения недопустимо изображать голубя. Это просто недомыслие иконописцев, которые часто стали на иконах писать даже в XV веке. А в Европе на картинах Благовещения голубь встречаются сплошь и рядом.

Надо помнить, что требования к иконе в латинской традиции и в византийской совершенно разные. На Западе, в Римской Церкви, к иконе, к изображению не предъявляли таких богословских требований, как в Византии. То ли там для художников было больше простора для творчества и даже неточностей…

о. А.: А это западная традиция – в руках Архангела Гавриила изображать лилию?

о. З: Да, только западная. На византийских такого нет.

о. А.: Понятно. Вопрос задает Ирина, здесь присутствующая, и такой же аналогичный вопрос был задан заблаговременно. Я прочитаю. Вопрос связан с фрагментом иконы Благовещения, а именно веретеном в руках Пресвятой Богородицы: «Почему цвет веретена красный? Имеет ли значение, в какой руке находится веретено, ведь при прядении веретено держат в правой?»

о. З: Дело в том, что существует две версии предания. Более древняя – что Архангел предстал перед девой Марией в то время, когда она занималась пряжей. Почему пряжей? Потому что Она, по преданию, ткала завесу для Святого Святых пурпурного цвета. В Киевской Софии сохранилась фреска XI века, где первосвященник вручает отроковице Марии пурпур, для того чтобы она соткала эту завесу.

Эти истории основаны на апокрифических сказаниях – в основном, Евангелие Иакова, Евангелие детства. А вторая версия предания, что Архангел предстал перед девой Марией во время чтения Ею книги пророка Исайи, а именно, этого места: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14). Поэтому пряжа на веретене пурпурного цвета. А то, что Она его держит в левой руке, надо полагать, по той причине, что когда появился Архангел Гавриил, Дева Мария, естественно, прекратила свою работу, чтобы сделать жест правой рукой. Им Она изъявляет согласие с тем, что Ей предлагает Архангел, и эта рука должна быть свободной. И потом надо помнить, что икона – это не пособие по прядению (смеется). Так что она поначалу, очевидно, держала веретено в правой руке, а потом переложила его в левую. По правде сказать, мне такой вопрос даже и в голову бы не пришел.

О.А. А еще, пользуясь случаем, хотелось бы спросить, хотя это относится не только к этой иконе: в каких случаях святых, ангелов и необязательно ангелов, изображают с обувью на ногах, а иногда босыми?

о. З: Это более поздняя традиция: изображать в обуви. Самые ранние изображения – это ангелы в сандалиях. Он не совсем босой, он в сандалиях!

о. А.: Да, в сандалиях. В данном случае да.

о. З: Это тоже разновидность обуви.

о. А.: А правда ли, мне кто-то говорил (один из иконописцев), что в сандалиях изображают тех, кто идет, путешествует? А поскольку ангелы – это некто, кто движется с некоторой вестью, он ангел, вот это и есть принадлежность путников.

о. З: Я думаю, что это не совсем верно, потому что на всех иконах Христа Он всегда тоже в сандалиях, даже когда сидит.

о. А.: Но он же путешествует, благовествует!

о. З: Нет, Он в сандалиях, даже когда изображен на престоле, как Царь, с книгой Нового Завета. Я думаю, что это в более поздней Византии появилась традиция, потому что ангелов стали воспринимать как придворных при особе императора, а все придворные должны были носить такую же обувь, как император, только менее роскошную.

о. А.: Понятно.

о. З: Ну, если Архангел там будет уже в обуви, я думаю, большой погрешности не будет, на суть изображаемого события это мало влияет.

о. А.: Есть еще вопросы? Почему такая взрослая Мария? – вот такой вопрос.

о. З: Взрослая?

о. А.: Взрослая ли она?

о. Зинон (смеется): Даже не знаю, что ответить.

о. А.: повторяет вопрос из аудитории: В изображении белого какую краску Вы используете? Вопрос технический.

о. З: Я пользуюсь только свинцовыми белилами. Это очень древние белила, которые были известны еще до Рождества Христова античным художникам. Я их сам готовлю, потому что их не производят, так как все соединения свинца очень ядовитые. В Европе, например, их вообще купить невозможно. И у нас теперь их прекратили выпускать. В Европе их боятся выпускать по той причине, что теперь появилось очень много школ иконографии, и иконописцы, особенно женщины, любят кисть облизывать, чтобы она приобрела острый кончик. А если это будут свинцовые белила, можно отравиться и даже умереть.

о. А.: А как же Вы их делаете-то?

о. З: Могу объяснить коротко технологию. Интересно вам?

Все: Очень интересно!

о. З: Для этого нужно взять пластины свинца, сделать из дуба ящик, а еще лучше – распилить бревно дуба вдоль и выдолбить в нем «корыто». И туда свинцовые пластины кладут, как в кассету, ребром. И все обливают уксусом. Потом прикрывают также дубовой доской и выставляют на солнце. Через месяц свинец покрывается белым налетом. Это и есть, собственно, белила. Формула белил – это уксусно-кислый свинец. То есть уксус действует на свинец, образуется свинцовый глёт. А углекислый газ, который выделяется из дуба во влажной среде, превращает их, собственно, уже в белила. Свинцовый лед – абсолютно прозрачный.

о. А.: А где Вы прочли это?

о. З: А это в старых технологиях! Вы же знаете мою дотошность.

о. Алексий: Да, мы знаем. (Смеются все, включая о.Зинона)

о. А.: Сейчас еще вопрос будет. По поводу красок, еще о других красках спрашивают. Какие еще краски Вы готовите сами?

о. З: Маленькое отступление относительно того, что Богородица взрослая. На всех иконах она действительно не как отроковица изображается, а уже как взрослая женщина. Скорее всего по той причине, что Она Мать, и по понятиям русских, все-таки, должна быть уже более-менее взрослой, а не девочкой.

о. А.: Владимир Борисович об остальных деталях: круг наверху, решетка ограды.

о. З: Круг наверху – это сегмент неба, из которого исходят лучи. Это как Дух Святой, Который осеняет Деву Марию. А решетка – это чисто декоративный элемент, архитектурный. Архитектура там крайне условная, как и везде на иконе.

о. А.: Напоминает алтарную преграду нижнего храма.

о. З: Да, вполне!

о. А.: Внизу волнистый орнамент, темно-зеленый.

о. З: Это не орнамент, на языке иконописцев называется позём. Это опять декоративный элемент. Я поначалу сделал нижнюю часть иконы однообразно-зеленой, но это выглядело скучновато. И поэтому я сделал как бы бугорки земли, неровную поверхность. Это часто можно видеть на миниатюрах и на фресках. В общем, тот, кто интересуется церковным искусством, может поискать и убедиться, что я это не сам придумал.

о. А.: Дальше вопросы. Сколько времени ушло на написание иконы Преображения Господня? Когда лучше пишется (извините за такие подробности)? Как происходит процесс?

о. З: Ну, во-первых, я довольно много времени трачу на саму композицию, потому что все нужно рассчитать по принципу «золотой пропорции». Так что на рисунок уходит недели две. На композицию, вернее. И это только на бумаге. А потом я переношу рисунок на доску, и там гораздо быстрее. Дело в том, что иконы Благовещения и Преображения я писал одновременно с другими. Я уже не помню, сколько это заняло времени.

о. А.: А я помню, что вы первой стали писать икону Благовещения. И была вероятность, что вы напишете к 7 апреля прошлого года. Но потом не стали торопиться и переключились на Преображение, чтобы успеть к Преображению.

о. З: Да, совершенно верно. Я сделал рисунок, а потом отложил и почему-то, уже не помню, по какой причине мне захотелось начинать Преображение. А, очевидно, к празднику хотелось успеть. Она успела, да?

о. А.: Да, да.

о. З: Вот это причина, всё, я вспомнил.

о. А.: Еще у Вас был вопрос (обращаясь к кому-то в аудитории). Повторяет: Какую символику на иконе Благовещения мы не разглядели?

о. З: Я думаю, всё. Я хочу сказать при всех присутствующих. Вы, отец Александр, поступили несколько опрометчиво, заказав мне иконы праздников. Другие будут еще более необычные. Так что вы должны быть к этому готовы. (Оживление и добрый смех).

о. А.: Ну что ж, я рад. Напомню всем, кто еще не знает, что в данный момент, если я не ошибаюсь, вы, о. Зинон, уже приступаете или приступили к иконе Богоявления, Крещения Господня.

о. З: Да, я уже сделал рисунок и скоро начну золочение.

о. А.: Отлично! Будем ждать.

о. З: Я спешить не буду, вы сказали, что это не к спеху.

о. А.: Мы вас никогда не торопим.

о. З: А это хорошо!

о. А.: Да, а что еще?

о. З: На иконе Благовещения, я думаю, вы всё увидели, там больше объяснять, я думаю, нечего.

о. А.: Спасибо. Тут еще вопрос про золочение. Какая технология? На полименте?

о. З: А я только так золочение и выполняю, на полимент. Самый старый и проверенный способ.

о. А.: Тут еще есть вопросы, которые прислали заранее. Они относятся не конкретно к той или иной иконе, а вообще. Я прочитаю. Читаю, как написано: «Сознательно избегать линии, работать преимущественно пятном – в чем для вас, уважаемый отец Зинон, эта стилистическая особенность ценна и интересна?»

о. З: Довольно необычный вопрос! Во-первых, линий избежать невозможно, потому что контур – это уже линии. Но я догадываюсь, что имел в виду автор этого вопроса, хотя и не знаю, кто это. Если взять иконы доиконоборческого периода, то они почти живописные, это почти картины. А начиная с XI века (XI-XII век), – в Византии это время называется «эпохой Комнинов» (династия императоров), – начинает преобладать графическое начало. В XIV веке иконописцы начинают больше интересоваться живописным решением. Если вы возьмете фрески Феофана Грека в Новгороде, то его иконы уже более живописные. Русские же иконописцы, по сути, делали рисунок, обводили все складки черной линией и просто их раскрашивали. Там тоже преобладает графическое начало. Мне больше нравится именно живописное начало, так как и живописное начало, и приемы живописи в иконе – всё это ее несколько «оживляет».

Чередуются рисунок, вернее, линия и «пятно». Естественно, что это мало похоже на росписи в церкви святого Георгия в Старой Ладоге, если кто-то помнит? Там все складки абсолютно жестко очерчены темной линией. Но это уже художественные приемы! Они в течение веков очень часто менялись.

о. А.: Спасибо, о. Зинон. Тут еще вопросы пришли.

о. З: Да, пожалуйста.

о. А.: «Многие знают, что о. Зинон писал много икон во Пскове и Псковской области. Что из них сохранилось? Можно ли попасть в часовню отца Зинона в Гверстонь?»

о. З: Сохранилась фреска над входом в Покровскую церковь (я уже не помню, как эта улица называется.). Это где раньше было Духовное училище. Псков ведь – маленький город. Это просто найти. Вторая фреска тоже снаружи. Это церковь Михаила Архангела. Рядом с Кремлем. Также иконы в Печерском монастыре: иконостас церкви преподобного Корнилия и в Покровском храме тоже. А Гверстонь я передал Печерскому монастырю, и как войти в храм – не знаю, надо справляться теперь у хозяев, печерских монахов. Но думаю, что в принципе это возможно.

о. А.: Да, кстати, вот, подсказывают, что еще ведь есть Мирожский монастырь, где церковь архидиакона Стефана?

о. З: Ах, да! Точно! Я уже и не все вспомнил. Да. Это правда.

о. А.: Еще есть вопросы? Отец Алексий тоже еще хочет задать вопрос.

о.Алексий: Дорогой отец Зинон! Здравствуйте еще раз! Мне хочется поделиться с Вами некоторыми новостями. Вы готовы к хорошей новости?

о. З: Готов!

о.Алексий: Дело в том, что я год назад был в Риме, выступал в Папском Восточном институте, и делал доклад, посвященный актуальным вопросам современного богословия: апофатика, постдернизм, деконструкция и прочее. Марион был главным философом, о котором я говорил. Так вот, предметом, или фоном, или иллюстрацией к моему выступлению была ваша икона Воскресения Христова. Я ее сейчас вывел на экран, там, где есть вот это большое черное «пятно», где отсутствует Господь, Христос отсутствует.

о. З: А, это икона жен-мироносиц у пустого гроба?

о. Алексий: Да, да, надо было упомянуть в самом начале. Так вот, знали вы или не знали про всех этих философов современного богословия, но ваша работа оказалась очень актуальной, просто на острие современной богословской мысли, полемики и так далее! И я думаю, что в этом свойство настоящего мастера, который даже, может быть, если чего-то и не читал или не слышал, но точно угадывает (а может быть, и читал!) то, чем живет церковная богословская мысль и это может хорошо визуально отобразить. Аудитория отнеслась к моему выступлению очень положительно и, слушая меня, созерцала вашу икону с большим удовлетворением.

о. З: Спасибо! Я ничего этого не знал! Благодарю вас! Иногда такие профетические попадания случаются у всех, я думаю.

о. А.: Да. Апофатика. Объясните всем, причем здесь эта икона.

о. Алексий: Хорошо, я поясню. Отец Зинон, вам-то, конечно, пояснять не надо.

о. З: Я понял, что вы имели в виду.

о. Алексий: Есть такое понятие, как позитивное богословие, или апофатическое, которое точно знает, что есть Бог. И рассказывает о Боге, как рассказывает человек, например, о природе, или о сотовом телефоне. То есть Бог – нечто понятное, хорошо разбираемое, анализируемое, экспериментально познаваемое. А есть другая тенденция, которая очень хорошо выражена в традиции церковной, например в анафоре литургии Василия Великого, которая начинается с огромного числа слов, где первые две буквы «НЕ-» : Бог непостижимый, неведомый, непознаваемый и так далее. Так вот, как раз современным философам, конечно же не всем, но той части, которые занимаются богословием, близка мысль, что Бога мы действительно не можем ни измерить, ни синтезировать, ни как-то манипулировать Им. Бог остается непознаваемым, даже когда Он нам вроде бы дает себя познавать. И как раз на вашей иконе, где Бог «присутствует в отсутствии», там, где Он был вчера, совершенно недавно, и это нечто, может быть, даже высшее, что Бог нам хочет сообщить, – и это та мысль, которая выражена и в Вашей иконе, и в книгах французского философа и богослова, верующего католика Жана-Люка Мариона.

о. А.: Там вот надпись на иконе: «Вот место, где лежал Господь».

о. З: Я именно по этой причине в качестве иконы Воскресения и выбрал этот сюжет. Потому что сам факт воскресения настолько непостижим для человеческого разума, что никакие положительные образы не могут его отразить.

о. Алексий: Все другие иконографические модели изображают, как из ада выходит Христос, победивший ад, взламывающий двери, со знаменем в руках. Нам, конечно же, такие образы воскресения привычнее.

о. З: Но они более поздние, отец Алексей, такие иконы более поздние.

о. Алексий: Новый Завет нам никаких этих картин не сообщает! А сообщает ровно то, что написали, изобразили вы, и то, что стало сейчас актуальной богословской современной мыслью.

о. З: Ну, я очень рад.

о. Алексий: Скажу еще, отец Зинон (пользуясь случаем, пока не отдаю телефон, оккупировал его), что ваше присутствие до сегодняшнего дня ощущается и как бы держит нашу планку на хорошем уровне – и всего нашего клира, и собора. Оно как бы генерирует разного рода размышления, споры, дебаты.

о. З: Спасибо. Я мысленно каждый день обращаюсь к Феодоровскому собору и всех вас помню. Спасибо, отец Алексий, очень приятно!

о. А.: Наш разговор услышат еще и другие люди, кто послушает в записи, и надеюсь, если понравится такой опыт и если вы не против, возможно, мы будем периодически к нему возвращаться.

о. З: Да, я охотно отвечу на те вопросы, которые возникнут. Собственно, сегодня я ничего особенного не рассказал. При внимательном рассмотрении, я думаю, каждый бы сам пришел к таким выводам.

о. А.: Да, уж не знаю! Как сказать! Как сказать! Спасибо Вам большое!

о. З: Спасибо, отец Александр, был рад с вами пообщаться!

о. А.: Спасибо!

Аплодисменты всех присутствующих.