Почему Пасха – самый крещальный день в году?

 
 
 

Готовится к публикации книга протоиерея Александра Сорокина «От Пасхи к Пасхе. Пособие по катехизации, или оглашению, составленное на основе многолетнего опыта в Феодоровском соборе». Предполагается, что она выйдет в свет ближе к осени или осенью 2020 года. Публикуем некоторые отрывки из книги (по одному отрывку каждый понедельник до конца августа).


Перейти к остальным отрывкам — здесь.


Почему Пасха – самый крещальный день в году?

Личное: Всякий раз, когда я веду экскурсию по Феодоровскому собору и подвожу группу к купели, предназначенной для крещения взрослых полным погружением, я задаю экскурсантам вопрос, предлагая догадаться самим: «Какой из церковных праздников лучше всего подходит по смыслу для таинства крещения?» И даже несмотря на то, что перед этим даю подсказку: «Таинство крещения – это смерть для греха, для жизни без веры, без Бога, вне Церкви, со-умирание со Христом, а затем возрождение, начало новой жизни, со-воскресение со Христом», мало кто догадается с ходу дать правильный ответ: «Пасха». У подавляющего большинства почти непроизвольно с языка срывается: «Крещение Господне», что вполне понятно и объяснимо и в чем-то даже недалеко от истины.

Связь крещения с праздником Пасхи основана прежде всего на Павловом богословии крещения как смерти (со-умирания) и воскресения (со-воскресения) со Христом. В послании к Римлянам (6:3–11) мы находим развернутое рассуждение на эту тему. Оно и стало апостольским чтением Великой субботы и, как следствие, таинства крещения:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Так богословие праздника Пасхи становится богословием таинства крещения.

Правда, если придерживаться исторической точности, такая связь выкристаллизовалась не сразу, хотя и в пределах первых веков христианства, захватив эпоху первых Вселенских соборов . Перед нами один из ярких примеров того, как что-то фундаментально важное и актуальное для Церкви формулируется не в одночасье, а в ответ на конкретные вызовы времени и с учетом многих факторов, наподобие того как Символ веры, краеугольный вероучительный текст, без которого мы сегодня не мыслим православного исповедания веры, обрел свою словесную форму в обстановке острых богословских полемик почти четыре столетия спустя после первоначального христианского поколения.

Так, в течение некоторого времени, в первые века, особенно на христианском Востоке (Египет, Сирия), таинство крещения больше связывалось с другой евангельской идеей – нового рождения свыше, от воды и Духа. Её библейско-богословским обоснованием служил другой новозаветный текст – из беседы Христа с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Иоанна: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3,5). Такая трактовка, в свою очередь, хорошо соотносилась с праздником Богоявления (Крещения Иисуса на Иордане). Неудивительно, что литургический устав праздника Богоявления, как, впрочем, и его близнеца с точки зрения Типикона – Рождества Христова, тоже сохранил крещальные признаки до наших дней (большое количество паримий, крещальная песнь «Елицы во Христа крестистеся» ).

И все же связь таинства Крещения с Пасхой оказалась со временем более убедительна, а праздник Светлого Христова Воскресения, соответственно, обрел более явную, стройную и логичную крещальную смысловую наполненность, нежели какой-либо другой литургический день.

Исходя из сказанного, понятие «Пасха» может быть применимо не только к Распятому и Воскресшему Иисусу (Пасха Христова). Пасхой становится и крещение каждого уверовавшего во Христа и желающего креститься Его крещением (Мк. 10:38-39) – подобно тому, как Пасхой стал Исход Израиля, целого народа, из Египта. Ведь существует же выражение «личная Пятидесятница», подразумевающее таинство Миропомазания (Дар Святого Духа). Почему же не говорить «личная Пасха», подразумевая таинство Крещения?

Вслед за апостолом Павлом мы говорим о смерти человека ветхого и воскресении человека нового – событии, духовно переживаемом каждым, кто, уверовав, изъявляет готовность идти за Христом, быть христианином. В этом смысле между терминами «Пасха» и «таинство крещения» можно поставить знак равенства, или, цитируя отца Александра Шмемана, «крещение – это пасхальное таинство».

Таким образом, крещение именно на Пасху будет тем «стопроцентным попаданием», которое во всех отношениях соответствует и смыслу, и практике крещения после катехизации. Можно с уверенностью сказать, что Пасха (и конкретно Великая суббота) – самый крещальный день в году.

Книгу можно будет приобрести в лавках и в интернет-магазине Феодоровского собора.

О начале очередного цикла катехизации в Феодоровском соборе — здесь.