Вопросы – «топливо» катехизации

 
 
 

Готовится к публикации книга протоиерея Александра Сорокина «От Пасхи к Пасхе. Пособие по катехизации, или оглашению, составленное на основе многолетнего опыта в Феодоровском соборе». Предполагается, что она выйдет в свет ближе к осени или осенью 2020 года. Публикуем некоторые отрывки из книги (по одному отрывку каждый понедельник до конца августа).


Перейти к остальным отрывкам — здесь.


Вопросы – «топливо» катехизации

Метафора «топлива» или «бензина» применительно к вопросам, которые должны задавать катехумены на огласительных встречах, представляется довольно точной. Без топлива ни один самый красивый и мощный автомобиль никуда не поедет. Так и оглашение превратится в малоэффективную с точки зрения пользы для катехуменов монологическую подборку лекций, увещаний и наставлений, если оно не будет движимо теми вопросами, которые волнуют, беспокоят катехуменов.

В идеале (вряд ли достижимом, наподобие предела в математике), наверное, всё оглашение должно строиться на ответах на вопросы оглашаемых. Искусство «высшего пилотажа» катехизатора состоит в том, чтобы как можно бóльшая доля того материала, который составляет азы катехизации и который нужно постепенно усвоить в течение оглашения, ложилась на сердце и укладывалась в голову катехумена не в результате заранее подготовленных и прочитанных лекций, а как ответы на вопросы оглашаемых.

Именно поэтому нужно всячески поощрять и стимулировать потребность катехуменов спрашивать, в том числе задавать так называемые «глупые» вопросы, то есть те, которые человек медлит задать, стесняясь своей неосведомленности: «Ведь это, наверное, все знают!» Но в том-то и дело, что катехизация и есть тот самый подходящий, комфортный момент, когда и нужно задавать «глупые» вопросы! К тому же общеизвестно, что именно они, эти «глупые» вопросы, в действительности оказываются самыми что ни на есть умными, точными, бьющими в сердцевину смысла.

Нельзя забывать и еще об одном неоценимом свойстве вопросов, задаваемых в группе, – их значении для «другого». Бывает так, что человек или стесняется задать тот или иной вопрос, или не может правильно его сформулировать – и тут его вопрос задает сосед, сидящий с ним в одной группе. Причём бывает, что вопрос задается в каком-то дополнительном неожиданном ракурсе, который делает его еще более многомерным и острым. Такое становится настоящей удачей, открытием. И важными бывают не только ответ катехизатора (удачный или не очень), но и сама постановка вопроса. Вот еще одна причина, по которой так важно проходить оглашение не в одиночку, а в группе, в компании с другими оглашаемыми.

Вопросы, конечно, бывают очень разные. Во-первых, это вопросы по Библии и прежде всего, по тем «порциям» Ветхого и Нового Завета, которые необходимо прочитать к данной огласительной встрече. Необходимо, чтобы вопросы формулировались как можно конкретнее – по поводу конкретного места (стих, глава) Писания.

Вопросов по Писанию обычно очень много – очередное доказательство того, что катехизация есть прежде всего время вдумчивой работы со Словом Божиим. Особенно много их у тех, кто читает Библию впервые. Непонятны обычаи древности, смысл исторических событий, отдельные выражения, целые сюжеты, которыми полно библейское повествование. А главное, не всегда очевиден экзистенциальный смысл сказанного в Библии.

Важно, чтобы, с одной стороны, недоуменные и возмущающие вопросы не стопорили сам процесс чтения, а с другой стороны, чтобы они получали хоть какие-то ответы. Для этого нужно, чтобы катехумен на старался самостоятельно во что бы то ни стало разрешить возникший вопрос, настолько что «не двинусь дальше, пока не додумаюсь», а, напротив, смирившись с непониманием «до времени», шел бы дальше, осваивая предписанное число глав. Возникающие же вопросы – ценнейшее приобретение, залог успеха оглашения! Они не только не должны игнорироваться, заглушаться, забываться, а, напротив, непременно должны быть принесены (будучи запомнены или лучше записаны) на ближайшую огласительную встречу.

Во-вторых, это вопросы литургического плана: о богослужении, присутствие катехуменов на котором всячески рекомендуется, приветствуется и поощряется, о церковном календаре, о праздниках и богослужебных текстах, о богослужебном уставе и богослужебных обычаях и практиках.

В-третьих, вопросы о духовной жизни, молитве, христианской аскетике.

В-четвертых, вопросы богословского и философского плана, касающиеся православной догматики, особенно в сравнении с другими, неправославными учениями (среди катехуменов немало бывших протестантов).

В-пятых, вопросы, касающиеся современной церковной и общественной жизни, в том числе «неудобные» вопросы о том, что вызывает недоумение, смущение и возмущение.

Наконец, в-шестых, это вопросы, на которые бывает наиболее трудно отвечать, – о соотношении христианского нравственного учения с реальной жизнью в мире сем: в семье, в общении с коллегами, во взаимодействии с государственными органами и в соблюдении законов и обычаев общества, далекого от христианских установок.

Вопросы эти различны еще и в том смысле, что полноценные ответы на них возможны не на всех, а на очень разных этапах оглашения. Например, вопрос о том, почему православная Церковь учит о Боге как о Святой Троице (триадология), разбирается аж в рамках тайноводства, то есть в конце катехизации, а говоря строго, после неё. И хотя некоторым катехуменам не терпится услышать «исчерпывающий» ответ раньше, он был бы преждевремен – не потому, что принадлежит к сфере «секретного» знания, но потому, что познание подобных тайн возможно лишь по усвоении и приятии верующим разумом более начальных понятий. Тут действует классическая педагогическая логика – не для того, чтобы сохранить интригу, но по принципу «от простого к сложному». В то же время формальный ответ «Об этом мы сейчас говорить не будем, а вернемся позже» тоже не всегда удовлетворителен – ни по форме, по содержанию. Данный во время открытой встречи, он вообще может оттолкнуть человека от желания идти на оглашение. В том и состоит мудрость и мастерство катехизатора, чтобы не столько уйти от ответа, сколько дать ответ на любой «несвоевременный» вопрос сообразно текущему моменту оглашения.

И тут имеет смысл повторить еще раз: в качестве целевой аудитории оглашение подразумевает того, кто совсем ничего не знает и идет непроторенной дорогой познания нового. Труднее же всего тем, кто уже что-то знает или знает много, так что им приходится периодически повторять: «Не торопитесь, всему своё время, свой контекст, дождитесь тех, кто осваивает начало».

Более наглядным и частым здесь будет другой пример – тема причастия, исповеди и подготовки к ним. Многих из тех, кто приходит на оглашение, уже имея опыт исповеди и причастия, волнуют такие вопросы, как частота причащения, обязательность исповеди, необходимость правила ко причащению и т.п. В то же время другим, тоже довольно многим, для кого подобные разговоры на начальном этапе оглашения представляют собой область полного неведения, остаётся только растерянно недоумевать. В данном случае необходимо порекомендовать «знающим» набраться терпения и дождаться последних недель оглашения перед Пасхой, когда теме исповеди и причастия будут специально посвящены и лекции, и встречи в формате «вопросы – ответы», чтобы вместе с новокрещеными и впервые причащающимися в Великую субботу вступить в Церковь как реальность Таинства.

А вообще, было бы интересно проследить эволюцию вопросов в течение всего оглашения, хотя специально таким анализом никто еще не занимался. Подспорьем в таком исследовании может послужить то, что в начале оглашения, излагая наши рекомендации и озвучивая призыв задавать вопросы, мы советуем записывать их, чтобы не забыть «принести» на очередную огласительную встречу. Смысл таких записей – не только в том, чтобы не забыть свой вопрос, но, возможно, и в том, чтобы, оглядываясь назад, по прошествии всего цикла, посмотреть, с чего, с каких вопросов начинался твой путь в Церковь.

Книгу можно будет приобрести в лавках и в интернет-магазине Феодоровского собора.

О начале очередного цикла катехизации в Феодоровском соборе — здесь.