Катехизация – уникальная часть духовного пути человека, или почему необходимо длительное оглашение

 
 
 

Готовится к публикации книга протоиерея Александра Сорокина «От Пасхи к Пасхе. Пособие по катехизации, или оглашению, составленное на основе многолетнего опыта в Феодоровском соборе». Предполагается, что она выйдет в свет ближе к осени или осенью 2020 года. Публикуем некоторые отрывки из книги (по одному отрывку каждый понедельник до конца августа).


Перейти к остальным отрывкам — здесь.


Катехизация – уникальная часть духовного пути человека, или почему необходимо длительное оглашение

Почему не стоит торопить катехизацию или, иными словами, почему наиболее действенна длительная катехизация? Последнее словосочетание – «длительная катехизация», – похоже, уже стало устоявшимся термином, что само по себе при всём различном к нему отношении показательно. Косвенно или прямо это значит, что общественно-церковное сознание всё больше и больше проникается серьёзностью вопроса.

Итак, почему именно длительная катехизация, а именно длящаяся в течение если не нескольких лет, как в древности, а хотя бы не менее полугода или года, является гораздо более предпочтительной, нежели две-три огласительные беседы в течение, соответственно, двух-трех недель до крещения (не говоря уже об одной-единственной разовой беседе непосредственно перед крещением)?

Аргументы, или ответы, можно привести разные.

Ответ первый: апелляция к истории

В первые века христианства, до легализации Церкви, предкрещальная катехизация была длительной.

Мы не берем, конечно, самые первые годы истории Церкви, описанные в Книге Деяний святых Апостолов, когда ни о каком продуманном продолжительном оглашении как о программе, системе, этапах и т.п. не могло быть и речи – не только потому, что они еще не успели возникнуть, но и в силу того напряженного эсхатологизма (ожидания скорого Пришествия Христова), который был свойствен первым христианам*.

Трудно ответить и на вопрос, насколько длительной была катехизация в последующие годы, так как база источников слишком бедна и недостаточна, чтобы делать уверенные выводы и обобщения. Где-то оглашение длилось сорок дней, а где-то и несколько лет.

В любом случае для того, чтобы стать христианином, от человека требовалась готовность пострадать за свои убеждения, а точнее, смелость в принятии политически нелояльного решения (религиозная принадлежность в древности была одной из ключевых характеристик человека как гражданина), а церковь (община) должна была удостовериться в серьезности его намерений.

Ситуация меняется начиная с IV века, когда в силу известных исторических событий Церковь становится сначала легальной, а вскоре и привилегированной общественно-политической силой. Переживая своё во многом неминуемое взросление, при всех определенных плюсах легализации и государственного признания Церковь не в полной мере смогла преодолеть неизбежные риски. Наблюдается заметная формализация отношения к вере, понижение, так сказать, градуса горения христиан евангельским духом, принадлежность к Церкви становится фактором карьерного успеха – подобные признаки эпохи описаны многими историками. Как следствие, катехизация постепенно выхолащивается, хиреет, редуцируется, формализуется. Что касается деталей, то есть, например, того, как скоро и каким образом проходил процесс исчезновения института оглашения и когда он завершился, существуют разные мнения**.

Можно выразиться и более нейтрально – говорить не столько об упадке и вырождении, сколько об изменении, так сказать, общественного фона и менталитета самих христиан, что неизбежно отразилось и на оглашении. Христианство с течением времени постепенно стало нормой культуры, идеологией (даже говоря безоценочно), фундаментом, на котором базировалось и созидалось в течение многих веков здание европейской цивилизации в самом широком смысле слова. На нем она зиждется и до сих пор, какие бы новые процессы, прежде всего в культурной и общественных сферах, ни происходили в наши дни – процессы, кого-то пугающие, а кого-то радующие и вдохновляющие. Оно, христианство, прямо или опосредованно, стало той атмосферой или тем воздухом, которым дышит, вольно или невольно, современный человек, пусть даже и лишь в виде полотен на библейские темы в музеях или поговорок типа «зарыть талант в землю». В течение многих веков христианство было тем фактором «по умолчанию», который включался в воспитание любого человека, начинающего свой жизненный путь в любой стране, где когда-либо, на том или ином этапе истории, Церковь занимала господствующее положение.

Да, когда-то давно были язычники (как, например, на Руси), которым надо было долго, в течение не то что месяцев, а многих лет перерождаться в христиан. Но со временем язычество как официальная идеология безвозвратно ушло в прошлое, сдав господствующие позиции христианству. Конечно, мы знаем, что по большому счету язычник никуда не делся: он сидит в каждом человеке, когда бы он ни жил, вплоть до сего дня, а в нашем, даже церковном православии мы встречаем много языческих рецидивов. Но при этом каждый, кто хочет стать христианином по-настоящему, должен не только перебороть в себе язычника, но и постараться как можно полнее, «системнее» напитаться тем христианским воздухом, который можно уловить в культурной атмосфере вокруг нас. А это процесс небыстрый, как и всё серьезное и всеобъемлющее. Тем самым мы логично и плавно переходим к изложению второго ответа-аргумента.

* Впрочем, расхожий контраргумент против длительности оглашения в первоначальном христианстве, основанный на хрестоматийном примере эфиопского евнуха, крещеного в результате единократной беседы с Филиппом (Деян. 8), не так прост, как кажется на первый взгляд. Данный конкретный случай как раз таки и нельзя считать крещением без катехизации. Чем, как не катехизацией, было чтение евнухом Библии и притом, судя по всему, не первый день. – Хулап В., прот. Катехумент в истории Церкви. / Церковный вестник, № 11. СПб. 2002. С. 49.

** Известный литургист XX века, выдающийся специалист по истории византийского богослужения иеромонах Мигель (Арранц) полагал, что даже святой князь Владимир принял крещение в 988 г. после оглашения, продолжавшегося не менее, чем два месяца. Небезынтересна его аргументация: «Что касается Владимира, то здесь все зависит от места и времени его крещения. Если (по данным летописи) крещение Владимира состоялось в завоеванном (и полуразрушенном) Херсонесе и в присутствии невесты Анны [сестры византийского императора – А.С.], то оно могло произойти в ускоренном порядке, и тогда срок оглашения, вероятно, был сокращен. Но если Владимир крестился в Киеве (согласно «Памяти и похвале») за год до приезда невесты Анны и за два года до завоевания Херсонеса, тогда, вероятнее всего, Владимир прошел полное оглашение и крестился с соблюдением всех церковных правил. Мы знаем, что Анна – сестра императора – без особой радости выходила замуж за иностранца, да еще не крещенного. Полный срок приготовления к крещению должен был служить гарантией как искренности, так и серьезности прозелита и претендента на руку византийской княжны. К тому же это давало возможность временно отложить нечто малоприятное. Далее, ввиду того что некоторые киевляне уже были христианами, князь не мог на глазах своего народа хотя бы в самом малом нарушить церковные правила об оглашении. Безусловно, византийцы желали как можно быстрее получить русскую военную помощь; тем не менее подготовка большой армии требовала значительного времени, и, вероятно, прошло несколько месяцев, прежде чем русские войска смогли выступить в поход» – Арранц М. иером. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. // Символ. Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. № 19. Париж. 1988. С. 70–71.

Книгу можно будет приобрести в лавках и в интернет-магазине Феодоровского собора.

О начале очередного цикла катехизации в Феодоровском соборе — здесь.