Выставка «Образы на чрепии. Работы православных мастерских Финист» открылась 24 октября на хорах верхнего храма. Об этом написало ИА «Вода живая».
Представлены фарфоровые иконы, керамические киоты, фасадные панно, аналой, а также образцы работ мастерской, связанные с реставрацией и воссозданием исторической церковной керамики.
Директор мастерской «Финист» и музея архитектурной художественной керамики «Керамарх», член Гильдии храмоздателей Константин Лихолат отметил, что экспозиция дает представление о технических возможностях и художественных открытиях мастерской, которой уже девять лет. Представлены выполненные работы и находящиеся в процессе выполнения. С майоликовым убранством для храма преподобного Серафима Саровского в Салониках петербуржцы уже познакомились на выставке «Небесные хранители православной Эллады», которая проходила в прошлом году в Петропавловской крепости. Сейчас представлены детали убранства, которые не показывались. Готовая работа скоро уедет в Салоники.
Один из интересных процессов, представленных на выставке, — воссоздание трехпридельного иконостаса храма Богоявления на Гутуевском острове. Керамический иконостас в свое время был изготовлен по эскизу Василия Косякова в Твери, на знаменитой фабрике Кузнецова, в советское время был утрачен, но сохранились фрагменты. Новый иконостас создается с учетом этих находок.
Заметное место в экспозиции занимают иконы апостола Павла и мученицы Зинаиды для храма преподобного Серафима Саровского в деревне Федино Московской области. Это копии, изготовленные ведущим иконописцем мастерских «Финист» Аурелом Маринуцей, — оригинальные иконы отреставрированы, но состояние их таково, что планируется их музеефицировать, а на фасаде храма установить копии.
Куратор выставки Анастасия Долгова отметила, что в экспозиции представлены практически все направления деятельности мастерских, кроме, пожалуй, изготовления керамических куполов: оригинальные работы, керамические копии, реставрация. Кроме того, на выставке показан «уголок реставратора», передающий атмосферу мастерских.
«Эта выставка здесь очень уместна, — отметил настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин. — На фасаде собора Феодоровская икона Божией Матери исполнена в технике майолики. К сожалению, первоначальная икона была утрачена, но сейчас она воссоздана, и я помню, как ее собирали. Хочется обратить внимание на одно интересное совпадение: мы видим в экспозиции керамическую икону мученицы Зинаиды, а сегодня, в день открытия — день памяти этой святой».
Майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом» было установлено на северном фасаде храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия дома Романовых. Созданное в Кикеринских мастерских по эскизу Сергея Чехонина, панно представляло родословное древо Романовых, увенчанное Феодоровской иконой Божией Матери. В XX веке майолика была полностью утрачена. Восстановлена к 400-летию дома Романовых Александром Олейником и Юрием Осининым. На выставке представлен керамический эскиз, исполненный в мастерских «Финист» для участия в конкурсе на проект воссоздания.
Важное место в экспозиции отведено иконе святителя Спиридона Тримифунтского — небесного покровителя мастерских, с частицами мощей святого: вышивка бисером выполнена в московских мастерских «Прикосновение», а художники «Финиста» создали керамический киот.
Массовый выпуск фарфоровых и фаянсовых иконостасов и киотов начался в России в конце XIX века. Тогда же архитекторы начали широко использовать изразцовое убранство и керамические иконы в декоре фасадов церковных зданий, возрождая традиции храмостроения XVII столетия. С начала XXI века традиция использовать керамику в церковном искусстве вновь постепенно возрождается. С 2005 года активное участие в этом процессе принимают реставрационно-производственная компания «Паллада» и выделенные в ее составе православные мастерские «Финист» имени святителя Спиридона Тримифунтского. Керамические иконостасы и киоты работы мастеров «Финиста» установлены более чем в двадцати храмах, причем среди них есть как выполненные по историческим образам, так и оригинальные авторские работы.
Выставка продлится до 12 декабря.
Фото Станислава Марченко