Проповедь иерея Вячеслава Завального

 
 
 

В Прощеное воскресенье

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Мф. 6:14-21

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, мы с вами подошли к очень важному периоду церковного года. Периода, на который, так или иначе, направлен весь богослужебный круг. Уже завтра начнется Великий пост, и в последний день перед этим Церковь предлагает нам чтение из Евангелия – где мы слышим слова Христовы. Слова, в которых Христос говорит нам о простых и очень понятных вещах.

Традиционным, устоявшимся, сформировавшимся фокусом нашего внимания в этот день, который отделяет нас от начала великопостного времени, как правило, становится тема прощения и тема воздержания. С прощением все, более менее, понятно, как минимум для верующих людей: сегодня вечером во всех храмах пройдут умилительные богослужения с пением великопостных песнопений, мы с вами в ходе особого обряда испросим прощения у близких и не очень близких нам людей, поставим галочку и забудем про это. С воздержанием тоже все более-менее просто. Мы начнем думать в наступающие дни о том, что есть, а чего не есть. Волей-неволей фокус нашего зрения будет устремлен на еду. И конечно, печально, что именно так обстоят дела с этими важнейшими, фундаментальными для жизни христианина понятиями.

Сегодняшний день, кроме тайны прощения, кроме воздержания, говорит еще об одном. Церковь вспоминает изгнание Адама. В церковном календаре и в богослужебных текстах воспоминанию Адама посвящено довольно большое место. Благодаря тем текстам, которые исполнялись, особенно вчера за всенощным бдением, перед нашими глазами оживает то мгновение, когда мир, в котором жил Адам, перестал быть прежним. За спиной Адама захлопнулась дверь — и перед ним открылся длинный, неизвестный путь. И вот уже Адам сидит напротив Рая, оплакивает свою наготу. Оплакивает ушедшее время, которое он проводил в созерцании своего Творца. Он понимает, что перед ним и перед многочисленными его потомками очень долгая и длинная дорога – и совсем нерадостная перспектива. А в перспективе этой – возвращение в землю, из которой был взят и создан человек.

Адам и его потомки, действительно, жили с этим ощущением – ощущением того, что что-то важное для них потеряно. Связь с подлинным отечеством была прервана. Но Евангелие, которое приносит на эту землю Христос, говорит нам совершенно удивительные вещи. Двери отечества снова открыты. «Не собирайте себе сокровища на земле, там, где они испортятся», – говорит сегодня Христос. Собирайте сокровища на небе, в обителях небесного Отца.

Но положить свою жизнь, устремить свое сердце в обители небесного Отца можно только при том условии, когда эти обители открыты. Христос Своей смертью и Своим воскресением открывает для нас когда-то утерянное отечество. Для христианина главным, определяющим моментом бытия его жизни, его самоидентификации должно быть Царствие Божие, должны быть объятия небесного Отца.

Никакая земная общность и никакая земная самоидентификация с каким-либо порядком или устройством не может и не должна быть определяющей для христианина. Давайте будем помнить, что мы с вами уже по факту своего крещения – граждане Царствия Божьего, и эта общность должна быть определяющей для нас. Эта общность, которая являет себя в соединении вокруг Чаши, Тела и Крови Христовой, должна быть основополагающей.

Пусть же наступающее время Великого поста еще и еще раз принесет нам возможность осознать свое место в этом мире. И особенно свое место в отношениях с нашим Творцом, Создателем и Отцом.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

06.03.2022. Прощеное воскресенье

Проповедь в Прощёное воскресенье иерея Вячеслава Завального


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на http://feosobor.ru/donation