В Феодоровском соборе начало вечерни в Прощеное воскресенье – 6 марта в 18:00.
Последнее воскресенье накануне Великого поста имеет несколько наименований:
- Неделя Сыропустная (последний день вкушения молочной пищи)
- Воспоминание изгнания Адама из рая
- Прощёное воскресенье
Третье название объясняется тем, что вечером совершается Чин прощения, когда весь клир и прихожане просят друг у друга прощения. В свою очередь Чин этот вдохновлен словами из Евангелия, которое читается в этот день на литургии:
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
Чин прощения устраивается обычно вечером после уставной вечерни. Вечерня эта тоже имеет ряд особенностей, из которых можно отметить следующие:
- В службе участвует весь клир прихода.
- После Малого входа читается и поется великий прокимен, который, поочередно с другим великим прокимном, звучит на вечерне во все последующие воскресенья Великого поста, кроме Вербного. Вот текст великого прокимна (Пс. 68: 18–19а, 30б, 33):
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: / вонми души моей, и избави ю.
Стих 1: Спасение Твое Боже да ищит мя.
Стих 2: Да узрят ищи, и возвеселятся.
Стих 3: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
Перевод на русский язык:
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, / скоро услышь меня, внемли душе моей и искупи её.
Стих 1: Спасение Твое, Боже, да поддержит меня.
Стих 2: Да увидят это нищие и возвеселятся.
Стих 3: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
Первая часть службы торжественная, что присуще воскресному дню: горят все светильники, облачение священнослужителей – светлое. Сразу после великого прокимна в храме гасят все электрические светильники, продолжают гореть только свечи и лампады. Клир переоблачается с темные (постовые) облачения. Таким образом литургически как бы «маркируется» наступление Великого поста. Окончание вечерни – великопостное. Читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с земными поклонами.
Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Перевод:
Господь и Владыка моей жизни! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков.
По окончании вечерни совершается Чин прощения. Это не что иное как напутственное слово (проповедь) настоятеля, посвященная наступающим постным дням и совершаемому чину прощения. После этого он и все остальные просят друг у друга прощения, а хор в это время поет подобающие моменту песнопения (из служб подготовительных недель: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На реках Вавилонских», «Объятия Отча» и т.п.
В завершение чина по традиции (не повсеместной, но довольно распространенной) все вместе поют стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог!», но без завершающего «Христос Воскресе», тем самым напоминая себе и друг другу о смысле и цели наступающего Великого поста.