Создатель Славянской Библии

 
Геннадий, архиепископ Новгородский, фрагмент образа на западном фасаде церкви Николая Чудотворца, что на Берсеневке, в Москве. (Фото Чеботаря А.М.)
 
 
Геннадий, архиепископ Новгородский, фрагмент образа на западном фасаде церкви Николая Чудотворца, что на Берсеневке, в Москве. (Фото Чеботаря А.М.)

Календарный этюд Юрия Рубана

Требовательная к памяти История сохранила немало имён церковных и светских мужей, чьи подвиги не были преданы забвению. Но таких, чьи деяния напрямую связаны с началом гражданских или культурных эпох, – единицы. Среди них мы находим имя святителя Геннадия, архиепископа Новгородского и Псковского (1484 – 1504), церковного и политического деятеля, богослова, автора посланий и создателя полного славянского библейского кодекса (церковная память 4/17 декабря).

О начальном периоде жизни Геннадия известно мало. Сохранившееся в одном летописном известии родовое прозвание Гонόзов (или Гонзόв) даёт право говорить о принадлежности его к старинному боярскому роду. Источники не говорят о времени и месте рождения (1-я четверть XV века, Москва?). Сохранились лишь сведения о пострижении Геннадия в Валаамском монастыре и о его ученичестве у преподобного Савватия Соловецкого (вероятно, около 1430 г.). В 70-х – начале 80-х годов он был архимандритом московского Чудова монастыря, причём в спорах между Иваном III, «Государем всея Руси», и митрополитом Московским и всея Руси Геронтием (1473–1489) поддерживал великого князя. Назначенный в 1484 году архиепископом Новгородским, Геннадий должен был проводить великокняжескую политику в недавно присоединенном к Москве Великом Новгороде.

Создатель Славянской Библии

Поставление свт. Геннадия в архиепископа Новгорода и Пскова. 12 дек. 1484 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 385об.)

Владыка проявил себя в этой непростой ситуации гибким дипломатом. Тем не менее, вскоре отношения с Москвой стали ухудшаться и, смещенный в 1504 году по воле Ивана III с архиепископской кафедры, Геннадий вернулся в Чудов монастырь, где умер в следующем году в опале. Погребён там же в соборе в честь Чуда архангела Михаила; с уничтожением собора в 1929 году могила утрачена. Свидетельства о почитании авторитетного и «премудрого Генадия», «исправляющего и научающего» Церковь, встречаются уже с конца XV в. По свидетельству современников, он был «муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании».

Святитель Геннадий вписал своё имя в историю русского просвещения тем, что первый начал говорить о необходимости создания училищ, где русское духовенство в обязательном порядке получало хотя бы минимальное общее и богословское образование. Он считал это одним из важнейших направлений своей деятельности в качестве архиепископа. В замечательном послании к Московскому митрополиту Симону (1499 г.) Геннадий, смущённый крайней интеллектуальной «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев («еретиков»), «плачет» от неграмотности попов, от их нежелания учиться [1].

Забота о просвещении теоретически и практически связывалась с его борьбой против московско-новгородской ереси (так называемых «жидовствующих»), в которой соратником Геннадия выступал влиятельный Иосиф Волоцкий. Полемика велась силами «литературного кружка», созданного при новгородском архиепископском дворе.

Создатель Славянской Библии

Владычный двор. Древняя схема Новгородского кремля (фрагмент)

Создатель Славянской Библии

Владычный двор Новгородского кремля. Современный вид. Фото

Большинство созданных там посланий 80-х – 90-х годов XV века имеют целью убедить Московского митрополита и других иерархов решительно расправиться с еретиками, не устраивая с ними «прений о вере». Публичные богословские дебаты, по мнению Геннадия, могут привести к обратным результатам, так как «люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить». С этой целью в Москву были отосланы «Речи посла це́сарева», где он хвалит испанскую инквизицию и «шпа́нского» короля, решительные действия которого по отношению к еретикам должны послужить примером русским властям [2]. Одновременно, чтобы лучше теоретически вооружить адресатов своих посланий, Геннадий направлял им церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой в своих целях умело пользовались еретики.

При архиепископском дворе велась также активная иконографическая работа, во многом определившая развитие русского церковного искусства в XVI веке.

В условиях перехода Русской Церкви от Студийского церковного устава к Иерусалимскому важное значение имела работа святителя по кодификации богослужения. Ключом к практическому применению Иерусалимского устава стал составленный Геннадием «Окозри́тельный устав» («Последование церковного пения и собрания вселе́тняго»). При дворе архиепископа было написано также «Слово кратко» в защиту церковных имуществ, наиболее яркий памятник публицистики «воинствующих церковников» (первоначальное название – «Собрание на лихоимцев»), и Введение к Пасхалии. С именем Геннадия связывается также любопытный памятник своего времени – «Повесть о новгородском белом клобуке».

К эпохальным писаниям можно отнести рассуждение «О ле́тах седмы́я тысячи» в связи с истечением в 1492 году седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и ожидавшимся «концом света» и Вторым пришествием Иисуса Христа. В связи с этим ожиданием не были ранее выполнены пасхальные расчёты после 1491 года, а многие не засеяли свои поля, из-за чего наступил голод. Владыка Геннадий обличал такие вычисления как еретические, обольщающие лишь «простодушных» людей, и ссылался на слова Иисуса Христа: «О дни же том или о часе́ никтόже весть, ни ангели, и́же суть на небесе́х, ни Сын, тόкмо Отец» (Мк. 13:32). Поддержанный русским духовенством на соборном уровне, Геннадий в срочном порядке составил Пасхалию на последующие семьдесят лет: жизнь продолжается! В богословском толковании Пасхалии святитель писал: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен». Одновременно пересмотрели календарь, и Россия с 1492 года перешла на сентябрьский новогодний стиль [3].

Среди созданных участниками литературного кружка различных переводов выделяются переводы на славянский язык отсутствовавших в рукописях книг Библии (возможно, утраченных). Работу выполнил католический учёный священник-доминиканец Вениамин (возможно, чех), работавший в 1490-е годы в Новгороде по приглашению архиепископа Геннадия в качестве «научного редактора» (единственный среди соработников святителя человек с европейским университетским образованием).

Главным итогом научно-филологической деятельности возглавляемого святителем Геннадием учёного кружка стало создание названной его именем «Геннадиевской Библии 1499 года» – первого в России и во всём славянском мире полного библейского кодекса.

Создатель Славянской Библии

Геннадиевская Библия 1499 года. Внешний вид

Создатель Славянской Библии

Геннадиевская Библия, 1499г. (ГИМ, Син. 915), л. 1об. Входная запись.) «В лето 7007 (=1499 г.) написана бысть книга сия, глаголемая Библия, ре́кше обеих Заветов Ветхаго и Новаго, при благоверном великом князе Иване Васильевиче, всеа́ Руси самодержце, и при митрополите всеа́ Руси Симоне, и при архиепископе Новогороцком Генадии, в Великом Нове Городе, во дворе архиепи́скопле, повелением архиепи́скопля архидиакона инока Герасима. А диа́ки, кόи писали, се их суть имена: Василь Ерусалимьской, Гридя Исповедницкой, Климент Архангельской».

Впрочем, этой Библии посвящён особый очерк, долженствующий появиться на сайте ко дню памяти свв. Кирилла и Мефодия [4]. Это логично, поскольку именно Библия архиепископа Геннадия, которой в будущем году исполнится 525 лет, завершила многовековой путь создания славянского Священного Писания, начало которому положили Апостолы славян.

Примечания

[1] «…Приведут ко мне мужика (ставленника); я велю ему Апостол дать читать, а он и ступить не умеет, велю дать Псалтирь – он и по ней едва бредет. Я ему откажу, а они кричат: «Земля, господин, такая, не можем добыть человека, кто бы грамоте умел!» Но ведь это всей земле позор, будто нет в земле человека, кого бы можно в попы поставить. Бьют мне челом: «Пожалуй, господин, вели учить!» Вот я прикажу учить его ектениям, а он и к слову не может пристать: ты говоришь ему то, а он совсем другое; велю учить азбуке, а он, поучившись немного, да просится прочь, не хочет учиться… Вот такие-то меня и бранят, а мне что же делать? Не могу, не учивши их, поставить. Для того-то я и бью челом Государю, чтоб велел училища устроить: его разумом и грозою, а твоим благословением это дело исправится; ты бы, господин, отец наш, государей наших великих князей просил, чтоб велели училища устроить. А мой совет таков, что учить в училище сперва азбуке, а потом Псалтири с следованием накрепко; когда это выучат, то могут читать всякие книги. А вот мужики невежды учат ребят, только речь им портят: прежде выучат Вечерню и за это мастеру принесет кашу да гривну денег, за Заутреню то же или еще и больше, за Часы особенно, да подарки еще несет кроме условной платы; а от мастера отойдет – ничего не умеет, только бредет по книге, о церковном же порядке понятия не имеет. Если Государь прикажет учить и цену назначит, что брать за ученье, то учащимся будет легко, а противиться никто не посмеет; да чтоб и попов ставленых велел учить, потому что нераденье в землю вошло. Вот теперь у меня побежали четверо ставленников – Максимка, да Куземка, да Афанаська, да Емельянка мясник; этот и с неделю не поучился – побежал. Православны ли такие будут?! По мне таких нельзя ставить в попы…» (здесь). Для сравнения отметим, что на католическом Западе уже несколько столетий существовали знаменитые университеты с богословскими факультетами (Болонья, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна). Классические труды их святых профессоров – Фомы Аквината, Бонавентуры, Альберта Великого, Роджера Бэкона и др. – русское образованное общество смогло усвоить лишь в XVIII—XIX веках со становлением системы Высшего образования. Привычные нам библейские «главы» введены в текст Библии около 1205 года архиепископом Кентерберийским Стефаном Ла́нгтоном.

[2] В 1490 году Геннадий писал Московскому митрополиту Зосиме: «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол це́сарский про шпа́нского короля, как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал».

[3] Об этом см. статьи: 1, 2.

[4] О филологической деятельности свв. братьев см. здесь.

Изд.: Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. № 104; Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. № 113, 119; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955. № 12, 13, 16, 18, 19, 22. Лит.: Грандицкий М. Геннадий архиепископ Новгородский // Православное обозрение. М., 1878, ч. 3; 1880, ч. 3; Кротов Я. История «жидовствующих» // Истина и жизнь. Христианский журнал. М., 1995. № 12. С. 36–45; Рубан Ю. Геннадиевская Библия // Журнал «София». – Великий Новгород. 1999. №а4; Рубан Ю. Геннадий (Гонозов) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.–СПб., 2002. Т. I. С. 431–432. А также: https://www.pravenc.ru/text/162054.html (обобщающая статья с исчерпывающей библиографией).