Календарный этюд Юрия Рубана
Требовательная к памяти История сохранила немало имён церковных и светских мужей, чьи подвиги не были преданы забвению. Но таких, чьи деяния напрямую связаны с началом гражданских или культурных эпох, – единицы. Среди них мы находим имя святителя Геннадия, архиепископа Новгородского и Псковского (1484 – 1504), церковного и политического деятеля, богослова, автора посланий и создателя полного славянского библейского кодекса (церковная память 4/17 декабря).
О начальном периоде жизни Геннадия известно мало. Сохранившееся в одном летописном известии родовое прозвание Гонόзов (или Гонзόв) даёт право говорить о принадлежности его к старинному боярскому роду. Источники не говорят о времени и месте рождения (1-я четверть XV века, Москва?). Сохранились лишь сведения о пострижении Геннадия в Валаамском монастыре и о его ученичестве у преподобного Савватия Соловецкого (вероятно, около 1430 г.). В 70-х – начале 80-х годов он был архимандритом московского Чудова монастыря, причём в спорах между Иваном III, «Государем всея Руси», и митрополитом Московским и всея Руси Геронтием (1473–1489) поддерживал великого князя. Назначенный в 1484 году архиепископом Новгородским, Геннадий должен был проводить великокняжескую политику в недавно присоединенном к Москве Великом Новгороде.
Владыка проявил себя в этой непростой ситуации гибким дипломатом. Тем не менее, вскоре отношения с Москвой стали ухудшаться и, смещенный в 1504 году по воле Ивана III с архиепископской кафедры, Геннадий вернулся в Чудов монастырь, где умер в следующем году в опале. Погребён там же в соборе в честь Чуда архангела Михаила; с уничтожением собора в 1929 году могила утрачена. Свидетельства о почитании авторитетного и «премудрого Генадия», «исправляющего и научающего» Церковь, встречаются уже с конца XV в. По свидетельству современников, он был «муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании».
Святитель Геннадий вписал своё имя в историю русского просвещения тем, что первый начал говорить о необходимости создания училищ, где русское духовенство в обязательном порядке получало хотя бы минимальное общее и богословское образование. Он считал это одним из важнейших направлений своей деятельности в качестве архиепископа. В замечательном послании к Московскому митрополиту Симону (1499 г.) Геннадий, смущённый крайней интеллектуальной «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев («еретиков»), «плачет» от неграмотности попов, от их нежелания учиться [1].
Забота о просвещении теоретически и практически связывалась с его борьбой против московско-новгородской ереси (так называемых «жидовствующих»), в которой соратником Геннадия выступал влиятельный Иосиф Волоцкий. Полемика велась силами «литературного кружка», созданного при новгородском архиепископском дворе.
Большинство созданных там посланий 80-х – 90-х годов XV века имеют целью убедить Московского митрополита и других иерархов решительно расправиться с еретиками, не устраивая с ними «прений о вере». Публичные богословские дебаты, по мнению Геннадия, могут привести к обратным результатам, так как «люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить». С этой целью в Москву были отосланы «Речи посла це́сарева», где он хвалит испанскую инквизицию и «шпа́нского» короля, решительные действия которого по отношению к еретикам должны послужить примером русским властям [2]. Одновременно, чтобы лучше теоретически вооружить адресатов своих посланий, Геннадий направлял им церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой в своих целях умело пользовались еретики.
При архиепископском дворе велась также активная иконографическая работа, во многом определившая развитие русского церковного искусства в XVI веке.
В условиях перехода Русской Церкви от Студийского церковного устава к Иерусалимскому важное значение имела работа святителя по кодификации богослужения. Ключом к практическому применению Иерусалимского устава стал составленный Геннадием «Окозри́тельный устав» («Последование церковного пения и собрания вселе́тняго»). При дворе архиепископа было написано также «Слово кратко» в защиту церковных имуществ, наиболее яркий памятник публицистики «воинствующих церковников» (первоначальное название – «Собрание на лихоимцев»), и Введение к Пасхалии. С именем Геннадия связывается также любопытный памятник своего времени – «Повесть о новгородском белом клобуке».
К эпохальным писаниям можно отнести рассуждение «О ле́тах седмы́я тысячи» в связи с истечением в 1492 году седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и ожидавшимся «концом света» и Вторым пришествием Иисуса Христа. В связи с этим ожиданием не были ранее выполнены пасхальные расчёты после 1491 года, а многие не засеяли свои поля, из-за чего наступил голод. Владыка Геннадий обличал такие вычисления как еретические, обольщающие лишь «простодушных» людей, и ссылался на слова Иисуса Христа: «О дни же том или о часе́ никтόже весть, ни ангели, и́же суть на небесе́х, ни Сын, тόкмо Отец» (Мк. 13:32). Поддержанный русским духовенством на соборном уровне, Геннадий в срочном порядке составил Пасхалию на последующие семьдесят лет: жизнь продолжается! В богословском толковании Пасхалии святитель писал: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен». Одновременно пересмотрели календарь, и Россия с 1492 года перешла на сентябрьский новогодний стиль [3].
Среди созданных участниками литературного кружка различных переводов выделяются переводы на славянский язык отсутствовавших в рукописях книг Библии (возможно, утраченных). Работу выполнил католический учёный священник-доминиканец Вениамин (возможно, чех), работавший в 1490-е годы в Новгороде по приглашению архиепископа Геннадия в качестве «научного редактора» (единственный среди соработников святителя человек с европейским университетским образованием).
Главным итогом научно-филологической деятельности возглавляемого святителем Геннадием учёного кружка стало создание названной его именем «Геннадиевской Библии 1499 года» – первого в России и во всём славянском мире полного библейского кодекса.
Впрочем, этой Библии посвящён особый очерк, долженствующий появиться на сайте ко дню памяти свв. Кирилла и Мефодия [4]. Это логично, поскольку именно Библия архиепископа Геннадия, которой в будущем году исполнится 525 лет, завершила многовековой путь создания славянского Священного Писания, начало которому положили Апостолы славян.
Примечания
[1] «…Приведут ко мне мужика (ставленника); я велю ему Апостол дать читать, а он и ступить не умеет, велю дать Псалтирь – он и по ней едва бредет. Я ему откажу, а они кричат: «Земля, господин, такая, не можем добыть человека, кто бы грамоте умел!» Но ведь это всей земле позор, будто нет в земле человека, кого бы можно в попы поставить. Бьют мне челом: «Пожалуй, господин, вели учить!» Вот я прикажу учить его ектениям, а он и к слову не может пристать: ты говоришь ему то, а он совсем другое; велю учить азбуке, а он, поучившись немного, да просится прочь, не хочет учиться… Вот такие-то меня и бранят, а мне что же делать? Не могу, не учивши их, поставить. Для того-то я и бью челом Государю, чтоб велел училища устроить: его разумом и грозою, а твоим благословением это дело исправится; ты бы, господин, отец наш, государей наших великих князей просил, чтоб велели училища устроить. А мой совет таков, что учить в училище сперва азбуке, а потом Псалтири с следованием накрепко; когда это выучат, то могут читать всякие книги. А вот мужики невежды учат ребят, только речь им портят: прежде выучат Вечерню и за это мастеру принесет кашу да гривну денег, за Заутреню то же или еще и больше, за Часы особенно, да подарки еще несет кроме условной платы; а от мастера отойдет – ничего не умеет, только бредет по книге, о церковном же порядке понятия не имеет. Если Государь прикажет учить и цену назначит, что брать за ученье, то учащимся будет легко, а противиться никто не посмеет; да чтоб и попов ставленых велел учить, потому что нераденье в землю вошло. Вот теперь у меня побежали четверо ставленников – Максимка, да Куземка, да Афанаська, да Емельянка мясник; этот и с неделю не поучился – побежал. Православны ли такие будут?! По мне таких нельзя ставить в попы…» (здесь). Для сравнения отметим, что на католическом Западе уже несколько столетий существовали знаменитые университеты с богословскими факультетами (Болонья, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна). Классические труды их святых профессоров – Фомы Аквината, Бонавентуры, Альберта Великого, Роджера Бэкона и др. – русское образованное общество смогло усвоить лишь в XVIII—XIX веках со становлением системы Высшего образования. Привычные нам библейские «главы» введены в текст Библии около 1205 года архиепископом Кентерберийским Стефаном Ла́нгтоном.
[2] В 1490 году Геннадий писал Московскому митрополиту Зосиме: «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол це́сарский про шпа́нского короля, как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал».
[4] О филологической деятельности свв. братьев см. здесь.
Изд.: Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. № 104; Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. № 113, 119; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955. № 12, 13, 16, 18, 19, 22. Лит.: Грандицкий М. Геннадий архиепископ Новгородский // Православное обозрение. М., 1878, ч. 3; 1880, ч. 3; Кротов Я. История «жидовствующих» // Истина и жизнь. Христианский журнал. М., 1995. № 12. С. 36–45; Рубан Ю. Геннадиевская Библия // Журнал «София». – Великий Новгород. 1999. №а4; Рубан Ю. Геннадий (Гонозов) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.–СПб., 2002. Т. I. С. 431–432. А также: https://www.pravenc.ru/text/162054.html (обобщающая статья с исчерпывающей библиографией).