Свт. Амвросий Медиоланский о покаянии

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в Неделю о блудном сыне

Из книги святителя Амвросия Медиоланского о покаянии

Кающегося грешника Спаситель равняет с сыном блудным, который, уйдя в далекую страну, расточил все взятое от отца имение и после пожелал родительского хлеба, ибо питался уже выжимками оливковых плодов, которые шли в корм свиньям; и, по возвращении своем, получил от отца одежду, перстень, сапоги. И заклан был для него телец, чье заклание изображает страсти Господни, через которые дается нам небесное таинство.

Мудро отмечено: уйдя в далекую страну, сын был отлучен от святого алтаря – ибо это значит отлучиться от небесного Иерусалима и лишиться со-жития со святыми.

И там, пишется, расточил имение свое.

Расточил имение свое тот, чьи дела с верой несогласны; ибо вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Хорошее имение есть вера, в которой находим наследство нашей надежды.

Не удивительно, что погибал от голода не имеющий Божественной пищи, пожелав которую, воскликнул: «Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою».

Не видите ли, что Христос увещает нас к молитве, чтобы мы были достойны таинства, а вы хотите отнять то, для чего приносится покаяние?

Отними у кормчего надежду переплыть, и он, будучи в неизвестности посреди волн, заблудится.

Отними у борца венец, и он будет, распростершись, лежать на ринге.

Отними у рыбака надежду поймать рыбу, и он перестанет бросать сети.

Итак, каким образом претерпевающий душевный голод может тщательно молить Бога, ежели он отчаивается вкусить святой пищи?

«Согрешил, – говорит блудный сын, – против неба и пред тобою».

Такими словами исповедует он смертный грех, чтобы мы всякого кающегося преступника не отвергали, когда он приемлется на небо.

Ведь Кому одному говорит Давид: «Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими соделал»!

Кающийся столь скоро заслуживает прощение, что издалека встречает его отец и лобызает его. Это есть знак священного мира.

Он повелевает вынести ему первую одежду, то есть брачную одежду, не имеющий которой выгоняется вон с брачной вечери.

Он дает перстень на руку его, что есть залог веры и печать Святого Духа.

Он приказывает принести сапоги, ибо празднующий Пасху Господню и ядущий агнца должен иметь прикрытые ноги против всех нападений и зверей духовных и также укусов змия

Он приказывает заклать тельца; ибо Пасха наша, Христос, заклан за вас. Ибо, когда приемлем кровь Господню, тогда возвещаем смерть Его. И поскольку Он однажды за всех пострадал, то прощаются нам грехи, когда приемлем таинство тела Его.

Итак, сам Господь повелел всякого преступника, кающегося от сердца и исповедующего грехи свои, не лишать благодати небесного таинства. Что же сказать теперь в качестве извинения?

Аминь.

 

Притча о заблудшем сыне. Проповедь протоиерея Александра Сорокина