Притча о заблудшем сыне

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю о блудном сыне.

Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Лк. 15:11-32

Притча о заблудшем сыне. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, братья и сёстры!

Сегодня мы продолжаем подготовительные недели к Великому посту и читаем удивительную притчу о Блудном сыне. История отношений братьев с их отцом — со всеми перипетиями.

Но хочу начать свою проповедь немного, может быть, издалека. Есть такая сказка у Астрид Линдгрен про Малыша и Карлсона, который живет на крыше. И вот у этого Малыша, когда он в какой-то момент оказывается на крыше, а его с пожарными оттуда снимают, состоялся разговор с родителями. Мама, выражая свое беспокойство, говорит как сын дорог семье, как он дорог для них – родителей, и что никакие сокровища мира не могут заменить им его.

И Малыш удивленно спрашивает: «Что, так дорого? Сколько же это — дорого? Может быть, сто тысяч миллионов?» Мама, конечно, улыбается. А сын потом ночью приходит и говорит: «Но если я стою сто тысяч миллионов, нельзя ли получить хотя бы маленькую часть наличными прямо сейчас?» Чтобы купить собачку, которой ему так не хватает. Эта наивность вызывает улыбку и сочувствие от того, как ребенок ищет преодоления одиночества. Ведь понятно, что причиной его вопроса является именно одиночество.

То, что происходит с младшим сыном в притче, вызывает совершенно другую реакцию. Ведь человек приходит и просит наличных не для того, чтобы собачку купить, а просит часть своего наследства. То, что полагается, так сказать, по закону — правда, в случае смерти отца. Сам по себе этот вопрос, обращенный к отцу, совершенно возмутителен, сама эта просьба должна вызывать бурю возмущения. Ведь обратиться с таким к живому отцу означает признать, что отца для него не существует. Его нет! Но есть наследство, и хочется взять свою часть.

Однако мы не слышим ни одного вопроса от отца, ни уговоров, ни каких-то попыток остановить сына. Отец понимает, что если он для него мёртв, то никакое слово не достигнет сына. Для сына есть одиночество, какая-то его внутренняя недостаточность, которую он хочет реализовать другим образом. Ему кажется, что он может воплотить какие-то свои мечты об общении через обладание этим богатством. И он получает это богатство и, как говорит притча, через немногое количество дней отправляется в страну далёкую, подальше от этой семьи, от этого отца, которого для него не существует, чтобы попробовать реализовать свой поиск.

Мы знаем результат и мы знаем, что происходит переворот в сознании сына, и он возвращается к отцу. Происходит удивительное чудо воскрешения человека. Человек воскрес, и этому, конечно, помог отец. Отец, который не остановил своего сына, а мог ведь удержать его у себя, не дав этой доли. А, возможно, и не удержать, а просто сын бы ушел навсегда обиженный и не имеющий шанса вернуться обратно.

Отец дал ему этот шанс, и сын вернулся. Как говорит отец, он был мёртв и воскрес, потерялся и нашелся.

Таким же потерянным является и второй брат, он тоже не имеет этого общения с отцом, он живёт рядом, но он потерян. И мы видим, что проблема как раз не в отце. Проблема в каждом из сыновей. Она где-то внутри, потому что они видят себя каждый по-своему. Они не видят окружающего мира, они видят себя и попытки реализовать себя. Ничего остального для них не существует.

Вот, братья и сёстры, мы с вами точно так же общаемся порой друг с другом, теряя это общения, видя только самого себя. Мы не ищем общения, которое может преодолеть всякую преграду, всякое недоразумение, мы не имеем этого милосердия, этой любви друг к другу, которую нам сегодня показывает отец. Благодаря этому терпению, благодаря этому риску, на который он идёт, воскресает его сын.

А как воскресают наши отношения друг с другом? Как порой мы заблуждаемся и, в отличие от этой ситуации, где всего лишь одна сторона была в заблуждении, а вторая — абсолютно открыта, в человеческих отношениях всё оказывается намного сложнее. В заблуждении оказываются и тот, и другой. И сколько ссор, сколько недоразумений мы друг с другом имеем именно потому, что нарушается это общение.

Будем же, братья и сёстры, вслед за этим отцом, в котором мы видим, конечно, самого Бога, искать друг друга. Искать, рискуя, идя на этот риск, будучи расточительными в каком-то смысле, ради того, чтобы через это малое, что есть в этом мире, какое-то материальное или эмоциональное, найти другого человека.

Найти, чтобы он не пропал, не ушел, но вернулся, наоборот, если даже уйдет. Будем искать того общения, которое дает нам Господь. Господь, исцеляющий нас Своею любовью.

Аминь!

Текст подготовила Татьяна Стрекопытова

 


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/