ВИДЕО: Притча о блудном сыне

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа

Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Лк. 15:11-32

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Дорогие братья и сестры, в прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Сегодняшняя притча – это своего рода ее продолжение или, может быть, взгляд с другой стороны на тех же героев. Только теперь в центре младший и старший брат. 

Если мы посмотрим на текст 15 главы Евангелия от Луки (именно в этой главе находится сегодняшняя история), то увидим, что в нее начале описаны две группы слушателей, к которым обращается Христос. С одной стороны, это «мытари и грешники», с другой, — «фарисеи и книжники». Нашей сегодняшней истории предшествуют еще две – о потерянной овце и о потерянной драхме. И притча о потерянном сыне или, скорее, о двух потерянных сыновьях является завершением этой небольшой трилогии. 

Налицо разница между этими тремя историями. В случае потерянной драхмы, т.е. потерянной монеты, как и в случае потерянной овцы, нельзя винить ни монету, ни овцу в том, что они потерялись. В двух предшествующих притчах мы видим активный поиск: пастух или женщина находят то, что было потеряно. Они возвращают пропажу и радуются, приглашая родственников и друзей присоединиться к этому новому взгляду на жизнь — когда то, что казалось потерянном, неожиданно снова оказывается в нашем распоряжении. 

В притче о блудном сыне речь идет совершенно о другом. Здесь действующие лица — это люди, наделенные свободой, и поэтому отец здесь не отправляет гонцов на поиски сына, но просто терпеливо ждет его возвращения. В этой притче, в отличие от двух предшествующих, появляется фигура старшего брата. Фигура, которая, как и в случае притчи о мытаре и фарисее, обращена ко второй группе слушателей историй Христа, которые полагали, что они и есть те, кто постоянно, неотступно и верно пребывают в доме своего небесного Отца. 

Притча называется «притчей о блудном сыне». Но, наверное, самая трагическая фигура — это именно старший сын. Тот сын, который, вроде бы, никуда не уходил, но именно он совершает самые главные ошибки, которые в этой притче не исправляются – ведь ее концовка остается открытой. 

Если посмотреть на старшего сына, мы увидим, что первая и главная его ошибка заключается в том, что он не понимает, насколько много ему дано, насколько многим он обладает, сколько на самом деле у него есть. 

Действительно, если мы внимательно прочитаем текст этой притчи, то увидим, что отец разделил свое имение между детьми. Младший получил свою долю, и старший, по ветхозаветному закону, также получил свою долю – поэтому все то, о чем он говорит, то имение, на отсутствие которого он жалуется, есть то, чем он уже владеет. Тем самым проблема старшего сына заключается в том, что у него очень узкий, неправильный, искаженный взгляд на то, что ему принадлежит. 

Этой притчей Христос призывает нас задуматься перед началом Великого поста – того периода, когда акцент во всех богослужебных текстах, песнопениях, псалмах будет делаться на покаяние. Покаяние не означает некоего отрицания, покаяние не означает некоего сужения, покаяние на самом деле призвано к тому, чтобы осознать, насколько узок и несовершенен наш сегодняшний взгляд на нашу человеческую жизнь. 

Подобно старшему сыну у нас есть очень и очень много всего. Бог даровал нам жизнь, Бог даровал нам время, Он даровал нам силы, возможность собираться в этом храме на службу. Но очень часто мы, подобно старшему сыну, воспринимаем Евангелие и христианство как некую систему предписаний, систему запретов. Старший сын видит свою жизнь как череду постоянно повторяющихся дней, когда он просто работает, когда в его жизни нет праздника. Поэтому он и упрекает отца, говоря — «ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне попраздновать с друзьями, а младшему сыну ты даешь целого тельца». 

Но проблема старшего сына заключается в том, что он никогда этого не просил. Это все уже принадлежало ему, и он мог сам устраивать те праздники, которые считал нужным, приглашая на них своих друзей и наполняя свою жизнь светом радости общения. Проблема не в отце, проблема именно в нем, поскольку он сознательно ограничил свою жизнь одной небольшой сферой и закрыл себя в этой клетке постоянной работы, постоянных похожих друг на друга дней. 

Вторая его ошибка заключается в том, что он не понимает: родители любят детей не за то, что они хорошие; не за то, что они лучше остальных. Они любят детей за то, что это их дети. Несмотря на ошибки детей, несмотря на какие-то сложности в их жизни. И нередко именно таким проблемным детям родители уделяют больше своей родительской ласки, больше своего родительского тепла и внимания. 

Старший сын хочет заработать любовь отца, думая, что если он выполняет все те предписания, которые на самом деле именно он сам себе создает, то отец будет его больше любить. Но от этого человеческого выполнения каких-то человеческих предпосылок любовь Божья совершенно не зависит. Она обращена ко всем – и только сам человек может исключить себя из этого круга, из этого членства семьи Божьей. 

Мы видим, что старший сын, обращаясь к отцу, не называет его «отцом», как и не называет своего младшего брата «братом», он говорит «твой сын». Тем самым он пытается диктовать отцу, кто должен быть на этом празднике жизни, на этом празднике радости, кто может называться его братом, а кто нет. 

По сути дела, называя Бога «Отцом» — а мы будем сегодня произносить все вместе молитву «Отче наш», мы также должны понимать: если мы все вместе обращаемся к Богу как к Отцу, то становимся братьями и сестрами друг другу, хотим мы этого или не хотим. Нравятся ли нам какие-то качества человеческой личности тех, кто находится рядом или далеко от нас, или не нравятся, — все это дети одного Отца. Именно Он устанавливает правила и приглашает на свой радостный праздник всех, кого Он Сам считает нужным. А во вселенской перспективе — это все человечество и каждый человек, как бы далеко он от Бога ни ушел, как бы глубоко от Церкви ни отпал. 

Мы видим, что эта история имеет открытый конец. Это не какой-то «хэппи энд», не какая-то радостная концовка – она во многом даже тревожна. Тревожность истории заключается в том, что мы не знаем, как поступит старший сын. И уже через некоторое время эта тревожность станет реальностью, поскольку книжники и фарисеи, к которым, собственно, и обращена эта и две предшествующее притчи, сделают свой выбор. Они не выбирают радость пира в семье Божьей, они выбирают убийство Того, Кто возвещает им любовь – в том числе и любовь к самым падшим слоям человеческого общества, к мытарям и грешникам. 

Реальная концовка этой притчи – это Крест. Это Голгофа, на которую Христа приводят как раз те, кто считал себя верными сыновьями в доме своего небесного Отца. 

Но вместе с тем в этой притче звучит и предвосхищение пасхальной радости. Умерший и оживший сын — это указание на все то старое, что должно умереть в нашей человеческой жизни и ожить в пасхальной тайне Христа. Та трапеза, о которой говорит Христос, – это пасхальная трапеза радости. Ее двери открыты, и Бог приглашает каждого из нас на эту трапезу, поскольку в душе каждого из нас находятся оба: и младший, и старший сын. 

Бог призывает нас в грядущем Великом посту обнаружить, найти в своей душе то, что далеко ушло от Бога – и вернуть это к Нему. И вместе с тем обнаружить в нашей рутине, в этой повседневности христианства новую радость, новый источник, новый потенциал, который может изменить и преобразить нашу жизнь. 

Аминь. 

20.02.2022. Неделя о блудном сыне

Текст подготовил Владислав Рахматулин

Притча о блудном сыне. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Чтобы не пропускать новые видеоматериалы, подписывайтесь на наш YouTube-канал и включайте уведомления!

А если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь нам!

валюта пожертвования
Мы будем рады небольшой, но ежемесячной помощи - это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы.
Размер пожертвования
100
300
500
1000
Способ оплаты
Банковская карта (₽)
Банковская карта (ЮКасса) (₽)
Банковская карта (₽)
Ваши данные
Укажите ваше имя

Публичная оферта о заключении договора пожертвования

Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель: Сорокин Александр Владимирович),
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:

1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери».

1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.

2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.

3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.

4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.

5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования

Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери

ОГРН: 1027800010105
ИНН/КПП: 7815003341/784201001
Адрес места нахождения: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А

Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810480000000134
Банк: Ф.ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в Санкт-Петербурге г. Санкт-Петербург
БИК банка: 044030704
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810200000000704

настоятель
Сорокин Александр Владимирович

Соглашаюсь с офертой

Согласие на обработку персональных данных

Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://feosobor.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://feosobor.ru/personal-data-usage-terms/.

Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери», которой принадлежит сайт https://feosobor.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.

Персональные данные пользователя не являются общедоступными.

1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://feosobor.ru.

2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери»;
• Политика обработки персональных данных.

3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.

6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.

7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://feosobor.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.

8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – volchkov.81@gmail.com с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://feosobor.ru.

9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.

10. Место нахождения организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» в соответствии с учредительными документами: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А.

Соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Перенаправление на безопасную страницу платежа...