О чем Благовещение?

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в неделю Крестопоклонную и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Евангельское чтение праздника Благовещения:

В те дни зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.  Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И отошел от Нее Ангел (Лк. 1: 25-38).

Евангельское чтение недели Крестопоклонной:

Сказал Господь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

И сказал им: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 8:34 — 9:1).

О чем Благовещение?

Фото Анастасии Симаковой

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня в центре храма лежат два церковных изображения: Распятие – Украшенное цветами Древо Животворящего Креста и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В нынешнем году совпали Крестопоклонная неделя (3-е воскресенье Великого поста) и великий светлый Богородичный праздник.

Само это сочетание являет суть (главную суть!) христианского благовестия – то есть Евангелия Христова!

Напомним, само греческое слово «Евангелие» переводится как благая, радостная весть. И, кстати, на греческом языке название сегодняшнего праздника Богородицы звучит очень схоже с привычным нам словом Евангелие – Εὐαγγελισμός (Евангелисмóс) της Παναγίας.

Конечно, в том контексте, который мы находим в повествовании святого Луки (только что мы слышали это чтение), имеется в виду совершенно конкретное радостное известие, которое получает Мария – о том, что у нее родится Дитя. Известие, конечно, радостное (редкая женщина не обрадуется новости о том, что она вскоре станет матерью), но в то же время, как мы тоже об этом читаем в Евангелии, известие странное, неожиданное. Об этой странности красноречиво говорит диалог ангела Гавриила и Девы Марии:

– Как будет это, когда Я мужа не знаю?

– Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:34-35).

И все же сегодня, в неделю Крестопоклонную, уместно говорить и о другом, более широком и главном смысле слова Евангелие (Благая весть).

Это та весть, которую возвещает не столько посланник, вестник Божий, ангел Гавриил в день посещения дома в Назарете, где жила Мария, сколько Сам Спаситель мира, Сын Божий, Христос, истинный Бог и Господь, во время Своей проповеди, когда Он, не Младенец, а взрослый муж, вышел на Свое общественное служение.

В одной из своих лекций архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) так пояснял смысл термина «Евангелие»:

«Это слово характерно не только для Библии. Это было широко известное греческое слово, которое употреблялось в древнем мире в разных контекстах. В I веке, когда проповедовал Христос, оно употреблялось в Римской империи практически всегда по отношению к императорскому семейству. То есть всякое торжественное событие в императорской семье называлось «евангелием». Сохранились такие, например, надписи на камнях: «Сегодня евангелие – день рождения нашего императора». Или же известие о свадьбе.

Но к нам слово евангелие пришло не из языческого римского мира, а из библейского. В Библии, в Ветхом Завете, евангелием называется Божественная весть (то есть весть от Бога). Необязательно при этом о чем-то хорошем. Иногда, наоборот, это могла быть и угрожающая весть (которая Бог угрожает судом). Такая весть, исходящая от Бога, в Библии тоже именуется евангелием.

Наше же Евангелие, то есть Евангелие Христово, ‒ конечно, это Евангелие как весть радостная, весть о спасении».

Суть Благой вести Христовой – о Царстве Божием, о Царстве, в котором царствует Бог Своей любовью, миром и милостью; о Царстве Божием, «пришедшем в силе» (Мк. 9:1), как мы слышали из сегодняшнего другого Евангелия, положенного на неделю Крестопоклонную. Это весть о том, что Царство Божие приблизилось, оно – здесь, рядом с нами, внутри нас, среди нас. Нам остается только актуализировать эту возможность, реализовать в качестве соучастников, соработников. Это можно сравнить с тем, как нам иногда дарят купон или подарочную карту, с помощью которых мы можем приобрести что-то полезное, нужное, благое. Но здесь это потенциальное приобретение – не что-то преходящее, материальное, а вечное и неотъемлемое, самое главное в жизни!

В этом сравнении важно, что эта подарочная карта кем-то оплачена, кто-то в нее вложился, не поскупился чем-то своим. И мы знаем, Кто заплатил и чем за то, чтобы Царство Божие было нам явлено, дано как реальная возможность.

Об этом нам сообщает Евангельское повествование, а вслед за ним, и изображение Креста, которое мы зрим сегодня в центре нашего внимания. Вот она, цена, которая заплачена за Благую весть о спасении – Смерть Христа на Кресте!

Знала ли Мария в день Благовещения, ради какой миссии родится у Нее это совершенно особенное Дитя? Да, Гавриил что-то говорил об этом: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). Как приятно было, наверное, слышать такие слова будущей матери! Наверное, вдохновленная этими радужными обещаниями, она и согласилась: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк. 1:38).

Но знала ли Она, чего будет стоить Ее Сыну это Царство, которому «не будет конца»?

Наша православная догматика учит, что Дева родила Сына безмужно, оставшись Девой, роды были безболезненными, как несвойственно обычно женщинам, терпящим родовые муки. Но родовые муки предстояло претерпеть Ее Сыну – муки страшные, Крестные. Именно такое сравнение мы услышим в Великую пятницу из Евангелия от Иоанна, когда на Тайной вечере Христос предскажет Свои скорые страдания, использовав это поразительно точное сравнение: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).

Да, во Христе воскресшем родится новый человек, «новая тварь», причаститься которой потенциально может каждый из нас. Но путь к этому рождению – через Крест, через смерть, через страдание. Именно эту весть – Крестную, но радостную, благую – мы призваны возвещать вслед за апостолами и сегодня, и во все дни жизни нашей.

Аминь.

Благовещение. Цена ученичества. Проповедь протоиерея Александра Сорокина


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/