Жан Ванье. БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ

БРАЧНЫЙ ПИР (Ин. 2, 1-12)

Иисус, Агнец Божий, приводит учеников на брачный пир

Первое, что Агнец Божий делает в этом Евангелии, –
Он выбирает пять спутников, или учеников, из Галилеи,
где Он жил, где был Его дом, где Его хорошо знали.
Эти израильтяне отправятся во все концы земли, чтобы
благовествовать о любви Божией, явленной в Иисусе.
Они не очень образованны,
но открыты и полны доверия к Иисусу.
Кое-кто из них уже наставлен в вере и уповании
Иоанном Крестителем
и ожидает Мессию, который должен прийти
и принести освобождение от римлян,
которые владычествуют над всей землей.

Казалось бы, Иисус захочет духовно наставить их,
развить их разум,
особенно если учесть,
что они призваны сыграть такую важную роль.
Естественно, что Иисус
должен проводить с ними много времени,
молиться, повести в пустыню для духовных упражнений
или направить в школу для изучения Торы, Писаний и пророков.
А вместо этого куда Он их ведет?
На чудный праздник, на свадебный пир
в Кане Галилейской!
Там и начинается их странствие в вере.
В те времена брачный пир продолжался неделю.
В арамейском слово для обозначения свадебного пира
имеет тот же корень, что и слово «пить».
Значит, брачный пир – это праздник и веселье.
Люди приходили очень издалека,
чтобы повидаться с родными и друзьями.
Свадьба была событием,
на которое собирались большие семьи
и жители всей деревни.
Свадьба – чудесное событие в жизни.
На свадьбу мы надеваем лучшую одежду,
радуемся, поем, пляшем, смеемся и веселимся.
Иисус помогает ученикам погрузиться в полноту их человечности.
Я даже не могу вообразить Иисуса,
сидящего в сторонке с серьезным лицом
и ведущего спокойную беседу с двумя-тремя собеседниками,
или вообще подошедшего в последнюю минуту,
чтобы сотворить чудо.
Я вижу Его участником праздника.
Он вместе со всеми поет и веселится,
Он счастлив, что празднует вместе с теми, кого знает и любит.
Он ближе всего к самым бедным, слабым и одиноким
среди тех, кто пришел на пир.

Иисус так поразительно человечен!
Он радуется, потому что свадьба –
это праздник любви.
Для Иисуса брак – это не узы тягостной верности,
а знак священного союза, облеченного любовью,
в котором люди получают способность расти
в прощении,нежности, милости и сострадании.
Многие живущие сегодня в гражданском браке
вдруг понимают, что их союз свят,
что это настоящий завет любви.

В рассказе о браке в Кане
Иисус совершает чудо,
Он превращает воду в вино.
Сегодня кое-кто рассмеется, услыхав об этом.
Превратить воду в вино!
Неплохо было бы почаще иметь Иисуса поблизости,
чтобы превращать воду в алкоголь.
Прошу вас, забудьте на минуту свой скептицизм,
чтобы чудесное событие не затмило глубины того,
что открывается в этой истории.

Наверное, многие настолько устают от работы,
что, придя домой, чувствуют потребность выпить,
чтобы взбодриться, или отдохнуть у телевизора,
забыть об однообразии жизни.
Вода для повседневности, а вино для радости.
Если религия для нас – что-то тягостное,
нам трудно представить, как Иисус
превращает печаль в радость.
Разве это не именно то чудо, которое мы ищем?
Событием в Кане Иисус символически предлагает нам
преобразить груз долга
в новый огонь любви.

Вина нет у них

Как часто бывает на праздниках,
происходит нечто непредвиденное – закончилось вино!
Какое страшное унижение для семей новобрачных –
они не сумели запасти достаточно вина для своих гостей.
Мать Иисуса на этом празднике скорее помощница, чем гостья.
В этой истории Она играет важную роль,
Ее имя повторяется трижды.
Видя унижение новобрачных и их семей,
Она, полная сочувствия, говорит Иисусу:

«Вина нет у них».

Иисус сразу понимает, что это значит для несчастных,
но как будто ничего не собирается делать:

«Что Мне и Тебе, Жено?»

У евреев это означает отказ.
Он добавляет:

«Еще не пришел час Мой». (Ин. 2, 3-4)

Это первое значительное событие
в общественной жизни Иисуса,
по Евангелию от Иоанна.
Оно очень важно.
Мария просит о бедных и смиренных,
Она рядом с Ним в первую минуту Его общественного служения
и будет рядом в последнюю – у Креста,
когда Иисус снова почтительно назовет Ее словом «Жена».

Вслед за Его «отказом»
Мария делает и говорит то,
что к отказу не имеет отношения.
Она идет к служителям и говорит:

«Делайте что Он вам скажет». (9-10)

Она полностью доверяет Иисусу,
знает Его любовь к слабым и бедным.
Она знает, что Иисус непременно что-нибудь сделает.
Поэтому «отказ» Иисуса Марии:

«Что Мне и Тебе, Жено?»

– возможно, означает нечто более важное.
Может быть, Иисус хочет сказать, что собирается покинуть Назарет
и расстаться с Ней, чтобы нести благую весть любви всему Израилю.
Начинается новый этап Его жизни, новый этап Ее жизни.
Он приведет к отвержению,
к смерти,
к Кресту,
на котором прольется новое вино Божьей любви.
И Она тоже будет там.

Вода, превращенная в вино

Иисус велит служителям наполнить шесть больших водоносов.
Их использовали для ритуальных омовений,
в каждом было литров по сто.
Служителям пришлось долго таскать воду.
Затем Иисус велит им зачерпнуть воды
и отнести распорядителю пира.
Какая же вера, какое доверие
были у этих служителей – простых бедных людей –
к Иисусу!
Отнести воды распорядителю пира –
такая просьба должна показаться безумной.
Как же они потрясены,
поняв, что это вино!
Иисус обращается к вере простых людей,
чтобы творить чудеса.

«Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». (9-10)

Вина целое море, сотни литров превосходного вина!
А народ уже выпил немало.
Сегодня мы бы, наверное, были поосторожнее.
Но Господь творит великие дела и не разменивается на мелочи.
Он любит нас великой любовью и хочет давать нам все больше жизни и радости.
Господь непрерывно и всегда изливает на нас любовь и свет,
предлагает принимать все больше,
бесконечно больше…

Обилие вина – знак, что пришло время Мессии.
Вот почему пророк Амос восклицает:

«Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них». (Ам. 9, 13-14)

Нам уготован вечный брачный пир любви

Иоанн в своем Евангелии хочет открыть каждому особым образом
значение этого брачного пира
и подводит нас к нему постепенно.
Сначала он пишет об Иоанне Крестителе и о крещении.
На другой день Иоанн видит Иисуса и говорит:

«Вот Агнец Божий». (1, 29)

Проходит еще один день, и два ученика
следуют за Иисусом, «Агнцем» (35).
Еще день – и Иисус идет в Галилею:
четыре дня.
А в начале этой главы мы читаем:

«На третий день».

Таким образом, брачный пир происходит на седьмой день.
Разумеется, «третий день» – символ воскресения.
Иисус воскрес из мертвых на третий день.
Этот «третий день» провозвестил пророк Осия:

«…Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его». (Ос. 6, 1-2)

Шесть дней, предшествующих брачному пиру,
напоминают о шести днях творения.
В седьмой день все было совершено:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». (Быт.2, 2-3)

«День седьмой» – день воскресения,
когда Бог будет все во всем.
Он придет во славе и воскресит нас,
и мы будем пребывать с Ним в Его любви.
В этот день совершится брак Агнца,
на который званы мы все,
о чем написано в последней книге Библии.

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца». (Откр.19,6-9)

Вот последние слова Библии:

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20)

Это вопль всего человечества,
которое жаждет исполнения обетования любви.
В конце времен нас ждет
брачный пир Агнца Божия.
Иоанн Креститель, показав на Иисуса,
произнес пророческие слова:

«Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась». (Ин. 3, 29)

В одной из притч
Иисус говорит, что Царство Божие подобно брачному пиру,
на который отказались прийти званые –
люди уважаемые.
Они чересчур заняты повседневными заботами (ср. Мф. 22, 2).
Окончание притчи в Евангелии от Луки (14, 5)
имеет очень большое значение
для всех, кто в «Ковчеге» и «Вере и Свете»:
царь страшно разгневан
и посылает рабов по дорогам, большим и малым,
привести на пир «нищих, увечных, хромых, слепых».
Уж они-то, изголодавшиеся по человеческим отношениям,
по вниманию и пище,
бегом бегут на пир любви.
Как же трудно тем, кто имеет успех,
поклонение и власть, принять приглашение на пир!
У них нет времени.
Только у отверженного времени вдоволь.
Ему не нужен успех, ему нужны любовь и община.

Как получается, что брачный пир
становится символом Царства Божия?
Во времена Иисуса
брак был праздником единства.
Во многих культурах и для многих людей это по-прежнему так,
но для некоторых брак утратил свое символическое значение.
Многие видят в нем только узаконенный договор,
а вовсе не торжество единства мужчины и женщины.
Брачный пир – это знак соединения мужчины и женщины,
которые приносят себя друг другу в малости, уязвимости и смирении.
Это обет верности до самой смерти, в которой мы уже не можем владеть ничем.
Они твердо верят во взаимную любовь.
Так брачный пир становится начатком,
знаком вечности,
знаком завета между Богом и Его народом.
Разве Бог не создал мужчину и женщину,
чтобы, соединенные в любви,
они стали образом Троицы, Отца, Сына и Духа Святого
и через эту любовь давали жизнь детям?

Продолжая мечтать о таком союзе любви,
многие не верят, что верность возможна,
ей слишком многое угрожает.
Нередко на сегодняшних свадьбах витает
призрак легкого развода.
Что-то перестало работать: изначальный символ разрушен.
Во всех культурах
равенство любви мужчины и женщины
тяжко страдает от желания мужчины быть главным
и использовать женщину как рабу и наложницу.
Далеко не всегда женщина – возлюбленная, любимая подруга.
Но Иисус пришел обновить все творение,
преобразить нашу хрупкую человечность,
как воду в вино.
И если первым делом Он ведет учеников на брачный пир,
то не только для того, чтобы показать важность и красоту
союза двух полов – мужчины и женщины, –
а для того еще, чтобы открыть ученикам и каждому из нас
огромное желание и огромную потребность любить и быть любимыми!

Потребность быть любимыми

Это самое глубокое желание каждого человека,
оно глубже даже нашего желания
казаться сильными и независимыми
или осознавать себя как личность.
Аристотель говорит, что когда люди не ощущают, что их любят,
они хотят, чтобы ими восхищались.
Те, кто занимается рекламой или связями с общественностью,
прекрасно знают об этой глубокой тяге к любви и гармонии.
Они используют изображения прекрасных женщин,
сильных и красивых мужчин,
чтобы продавать машины
или привлечь внимание к какому-нибудь банку.
Наша жажда любить, быть любимыми
очень легко может быть перенаправлена в другое русло
и извращена посредством воображения и давления внешних образов.
Мы все достаточно хрупки и уязвимы в своих привязанностях,
в способности вступать в отношения.
Мы страстно желаем единства любви,
но обязанности и даже просто отношения внушают нам страх.
Влечение к другому полу подавляется боязнью серьезных отношений.
Оно словно пронизано тоской,
утратило смысл и грозит стать игрой,
в которой один, а то и оба, обязательно проигрывают.

Многим сегодня удается встретить настоящую любовь,
но сколько вместе с тем и разочарований!
Инвалидам часто не удается построить глубокие брачные отношения
близости и верности.
Еще для кого-то отношения оказываются слишком мучительными и ломкими.
Множество браков закончилось разводом.
Есть люди, которым трудно найти спутника жизни.
В любовной связи они постоянно ищут то,
чего не могут найти, потому что боятся связать себя обязательствами,
потому что истинные отношения внушают им страх.
Сколько людей страдает от этого!
Ужасающее одиночество овладевает человеком,
когда он считает себя недостойным любви,
погружен в тоску и чувствует вину за то, что живет на свете.

Путь надежды

Наша надежда – Иисус, ведущий учеников на брачный пир.
Он всех ведет на этот дивный праздник бесконечной любви.
Потребность любить, которая будит в нас жажду вечной и бесконечной любви,
не злая шутка, не недостижимая мечта,
раздавленная нашей слабостью и ограниченностью.
Нас не обманывают – любовь возможна.
Превратив воду в вино,
Иисус открыл, что хочет превратить
воду нашей слабой человечности в искрящуюся радость вина уже сегодня!
Но для этого Ему нужно наше участие,
как нужна была вера, доверие и тяжкий труд служителей,
которые до краев наполнили шесть водоносов.
Он нуждается в нашем доверии и вере.
Нуждается в нас самих, чтобы действовать внутри нас,
преобразить и помочь прожить до конца нашу человечность.
Пир вечности, на который Иисус нас ведет, –
не экстаз, в котором мы будем жить после смерти.
Этот пир вечности может начаться уже сегодня,
если мы построим личные отношения доверия и дружбы с Иисусом,
в которых будем возрастать до тех пор,
пока не откроем, что, как сказано в Песни Песней,
Мы возлюбленные Иисуса, а Он наш возлюбленный.

Праздник жизни

Евангелие начинается с этого прекрасного, удивительного, чудесного,
такого человеческого торжества
с песнями, смехом и вином –
и не для того ли, чтобы напомнить нам
о том, как важны в жизни еда и праздники?

Религия – это не только «серьезное» дело:
делать добрые дела, изучать богословие,
исполнять долг, не быть жадным.
Центр религии Иисуса – это отношения между людьми,
торжество и соединение в радости любви.
Мы созданы для прославления.
Разве не в Евхаристии слава, соединение и братство?

«Повседневность» может быть тягостной,
приходится трудиться.
Но ведь есть время совместной еды, часы отдыха,
когда мы собираемся вместе не для дела,
а для того, чтобы быть вместе, праздновать дружбу.
Многие из нас бывали на праздниках,
где пьют много, даже слишком.
Мы рискуем забыть, что такое настоящий праздник.
Праздник – это полнота радости,
это очень человеческое время,
когда мы благодарим Бога
за то, что Он вытащил нас из бездны одиночества
и привел к верным друзьям.
Мы празднуем нашу дружбу, наши отношения,
открываем ценность и важность друг друга,
особенно тех, кто более слаб, хрупок, уязвим
в силу возраста, болезни или инвалидности.
Воскресенье, день покоя, – для того,
чтобы праздновать и углублять наши отношения.
У нас в году есть особые дни:
юбилеи, Рождество, Пасха, дни рождения и даже смерти.
И мы призваны проживать их
как мгновения, когда Бог любви и радости
посреди нас
и зовет нас в великой надежде на будущий пир.
Мы все созданы для счастья и полноты радости.

Я хочу рассказать историю про один такой особый момент.
25 лет назад был основан «Ковчег» в Керале (Индия).
Одним из первых мы приняли Рамеша,
молодого индуса
с умственной отсталостью и психическими отклонениями.
Несколько месяцев назад он ездил на пару дней к брату.
Перед тем, как ехать обратно, он сказал брату, соседям и друзьям:
«Сегодня день моей свадьбы! Приходите».
Все только смеялись.
Он сел в автобус и уехал, а по приезде в общину, сказал старшему:
«Сегодня день моей свадьбы!»
Он пошел в мастерскую поработать, но чувствовал себя уставшим,
зашел к себе в комнату, прилег и умер от сердечного приступа.
«Сегодня день моей свадьбы!»
Воистину, это был день его свадьбы!

Другие тексты Жана Ванье Вы можете найти в библиотеке общины «Вера и Свет»