История воскресной школы

Воскресная школа нашего прихода начала свое существование с лета 2006 года, когда был возвращен в практическое пользование Церкви наш Феодоровский собор. Опросив в мае всех прихожан о желании помогать деятельности школы, мы создали банк данных, совет школы и в течение лета знакомились с опытом работы и программами ряда воскресных школ Петербурга (Новодевичьего монастыря, Александро-Невской лавры и др.) Вот состав первого совета школы: настоятель собора протоиерей Александр Сорокин, Голубкова Людмила Анатольевна, Петров Кирилл Павлович, Калиниченко Ирина Петровна, Романова Мария. Первый учебный год начали в двух комнатах пристройки к храму на 3-м этаже. Это было светлое, чистое, уютное помещение. Общими усилиями оформили интерьер, закупили мебель, всю необходимую технику (спасибо Кириллу Павловичу), что позволило сразу полноценно начать работу с детьми. Правда, поначалу их было немного, что очень нас расстраивало. Но в младшей группе, где занятия происходили во время литургии, собиралось до 15 человек. Батюшка после чтения Евангелия приглашал к амвону всех пришедших на службу детей 4-6 лет и кратко беседовал с ними, вводя их в тему предстоящего занятия. В этом было что-то неповторимо ценное и доброе. К молитве «Отче наш» дети с воспитателем возвращались для причастия. В течение первого года мы набирались опыта, притирались внутри коллектива педагогов, организовывали первые праздники, переживали первые сомнения и нестроения. Но школа крепла. Хотя некоторые люди уходили, Господь посылал новых.

Второй год жизни школы (2007-08) совпал с началом реконструкции собора. Заниматься стало негде. Школа была на грани закрытия. Но для нее выделили маленький строительный вагончик. В него втиснули 3 стола – высокий, низкий и крохотный детский, чтобы их можно было, как в конструкторе, вдвигать друг под друга. Поставили минимум стеллажей, технику. Все – и малыши, и подростки — сидели на крохотных стульчиках. И школа работала в 3 смены. Ее жизнь не прекращалась ни на неделю. Сегодня трудно даже понять, как мы могли там, не имея возможности даже свободно встать, — проводить лекции по иконографии, репетиции кукольных спектаклей, праздники и, конечно, занятия. За год мы трижды переезжали, что было связано с передвижением вагончика. Каждый переезд был испытанием на прочность. Когда начали строить Приходской дом, не верилось, что дождемся других, более свободных и теплых помещений. Состав средней и старшей групп начал потихоньку пополняться новыми детьми. А вот малыши 4-5 лет поменялись на других, новых детей, так как перед прежними родителями-прихожанами встала дилемма: щкола или литургия. Оказалось, что дети 5-6 лет стали отдавать предпочтение беседам, играм, занятиям вместо церковной службы. И нужно было понять серьезность этой опасности и принять без сетований за каждой семьей право своего выбора. (Кстати, время показало, что через год эти дети вернулись в школу, потому что мы изменили время занятий на послелитургическое). У школы появились свои традиции: паломничество в летний период по пещерным монастырям Юго-Западного Крыма, зимой – в Тихвин и Свирь. Общие выезды всем приходом в честь начала и конца учебного года в ближайшие Петербургу св. места. Пасхальные выставки работ, выполненных руками детей. Красная горка – праздник Пасхи на природе и др.

В 2008-2009 учебном году у нас в распоряжении были теплые светлые гостиные на 3-м этаже Приходского дома и отдельная Детская комната на 2-ом. Мы пытались помогать родителям с малыми детьми, для чего приглашали их (правда, часто безуспешно) в эту уютную комнату во время службы. Основные же занятия проводились два дня в неделю – в субботу (группы Калиниченко И.П.) и в воскресенье после службы (группы Ивановой И. и Голубковой Л.А.). Программы уже учитывали опыт прошлых лет. Школу регулярно посещало около 60 детей. Их возраст – от 5 до 15 лет. Предпринимался опыт введения в жизнь школы детей с синдромом Дауна. Усилиями Калиниченко И.П. и психолога Бондаревской Роксаны работали 2 семинара для родителей. Дети старшей группы начали новый вид деятельности – исследовательский проект, в ходе которого сами подростки собирали, систематизировали, излагали материал по истории Феодоровской иконы Божией Матери. Работа детей под руководством кураторов велась полгода и завершилась поездкой в Кострому (где сегодня находится древняя икона) и Ярославль. За три года во всех группах сложился дружный коллектив и детей, и родителей. Но педколлектив школы не успокаивается на достигнутом, ищет, думает, учится видеть и исправлять свои просчеты.

В 2009-2010 году, кроме трех уже имеющихся, при школе открыта новая группа для вновь пришедших детей 7-9 лет, работой которой руководит диакон Кирилл Киселев. Остальные коллективы, почти полностью сохранив свой контингент, продолжают работу в прежнем режиме.

Приглашаем на наши праздники и открытые уроки!

Л.А.Голубкова