1 апреля 2018 в 19:00

1 апреля — «Страстная седмица» Гречанинова в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга

1 апреля — «Страстная седмица» Гречанинова в исполнении Концертного хора Санкт-ПетербургаКонцертный хор Санкт-Петербурга под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова исполнит цикл песнопений «Страстная седмица» Александра Гречанинова.

Выступление прославленного петербургского хорового коллектива под сводами Феодоровского собора уже стало доброй традицией: начиная с юбилейного года открытия храма (2013) после реставрации, несколько раз в год хор исполняет «Страстную седмицу» Александра Гречанинова, «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова и другие духовные песнопения.

С вступительным словом к собравшимся обратился настоятель собора протоиерей Александр Сорокин

С вступительным словом к собравшимся обращается настоятель собора протоиерей Александр Сорокин

Как правило, «Страстную» Гречанинова хор исполняет накануне Страстной седмицы, в Вербное воскресенье (в 2018 году — 1 апреля). Этот музыкальный цикл — поистине богословие в музыке, богословие в пении, в том мастерском исполнении, которое демонстрирует один из лучших хоров нашего города.

Цикл состоит из богослужебных текстов. В него входят песнопения не только непосредственно Страстной Седмицы: вначале будут исполнены гимны на тексты, которые поются на протяжении всего Великого поста, а завершится концерт исполнением богослужебных текстов из последних дней Страстной Седмицы — Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы.

02
После окончания одного из подобных концертов прошлых лет художественный руководитель и дирижер хора Владимир Беглецов поделился своими впечатлениями: «Сегодня прозвучало, наверное, самое удивительное сочинение Александра Гречанинова, одна из вершин его творчества. Верующему человеку не надо рассказывать, что значит Страстная седмица. Но удивительно то, что практически все песнопения — мажорные, даже погребальное шествие. На мой взгляд, не случайно сочинение с таким скорбным названием, «Страстная седмица», написано в радостных, мажорных тональностях, потому что мы ждем и предвкушаем главное событие. Свет буквально пронизывает всех слушателей, все стены и иконы в храме. В последней части сочинения, когда сила хора удваивается и он становится не четырехголосным, а 22-голосным, мажор окончательно утверждается. Становится понятно, что Бог — это свет».

09

Владимир Евгеньевич отметил, что, хотя камерный хор Смольного собора не является церковным, чаще всего в его исполнении звучит духовная музыка — сочинения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Александра Кастальского, Александра Гречанинова, Василия Калинникова, Георгия Свиридова, Юрия Фалика. «Традиция русского православного пения и русского хорового искусства — это a cappella. А в музыке a cappella главная вершина — это духовная музыка», — подчеркнул Владимир Беглецов.

«Страстная седмица» — одно из самых проникновенных и наиболее часто исполняемых сочинений Александра Гречанинова. В нем воплотились напряженные духовные поиски композитора, интерес к отечественной истории и древнейшим музыкальным пластам. Хоровой цикл «Страстная седмица» — литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели. Впервые произведение было исполнено 16 ноября (по старому стилю) 1912 года в Москве Московским Синодальным хором Васильева, на следующий год — в Санкт-Петербурге под управлением автора, а потом наступило забвение до 1990-х. В 1995 году Государственная академическая капелла России под управлением Валерия Полянского записала это произведение для британской звукозаписывающей фирмы «Chandos». С тех пор началась новая жизнь хорового цикла. В 2008 году в Спасе на Крови была осуществлена запись «Страстной седмицы» в исполнении камерного хора Смольного собора.