Зачем нужна Крещальная Литургия?

 
 
 

Прихожанин Феодоровского собора Тимур Щукин рассказал о Крещальной Литургии в епархиальном журнале «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

«Модернизм» и «литургический новодел» — так часто отзываются о Крещальной Литургии осторожные священники и миряне. Она вошла в практику считаного числа приходов и служится очень редко. Почему? Попытаемся разобраться.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Крещальная Литургия — это когда в чинопоследование Литургии вплетаются два Таинства: Крещения и Миропомазания. «Обычная» Литургия состоит из Литургии оглашенных — на ней могут присутствовать некрещеные, готовящиеся к Крещению, — и Литургии верных, перед началом которой диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии…» Оглашенные уходят, верные участвуют в Таинстве Приобщения Телу и Крови Христа. Во время же Крещальной Литургии оглашенные не покидают храм, а принимают Крещение и Миропомазание.

Эти два Таинства совершаются над человеком, верящим во Христа и желающим стать членом Церкви. В Крещении он умирает для прошлой греховной жизни и возрождается — силою Святого Духа — для новой духовной жизни со Христом. В Таинстве Миропомазания верующий принимает печать дара Духа Святого, то есть удостоверение в том, что Христос здесь, с ним.

Мы привыкли к тому, что Крещение и Миропомазание совершаются в произвольно выбранное священником и крещаемым время, когда обеим сторонам «удобно». После совершения Таинства новокрещеный может принять участие в Литургии. Но Литургия никак с Крещением не связана и совершается в храме своим чередом, без привязки к графику совершаемых священником треб. Такова сложившаяся практика, но в древней Церкви всё было иначе.

ДРЕВНИЙ ЧИН

Богослужебная связь Крещения и Евхаристии, их соединение в одном литургическом континууме присутствует в самых древних христианских текстах. В 1-й Апологии Иустин Философ (II век) описывает обряды, которыми сопровождается вхождение оглашенного в христианскую общину. Сначала он проходит через водное омовение (Апология, 61–62), а затем — принимает Причастие:

«После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы… По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего…» (Апология, 65).

Паломница Эгерия (IV век) рассказывает об иерусалимском богослужении Великой Субботы, очень сходном с тем, что описывает святой Иустин:

«Дети, восприявшие Крещение, одетые так, как они вышли от купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение (храм Гроба Господня. — Т.Щ.). Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них, и потом идет с ними в большую церковь, где, по обычаю, бодрствует весь народ; там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении Литургии бывает отпуст».

Судя по всему, практика Иерусалимской Церкви была воспринята Константинополем, а затем и всей православной ойкуменой. В России вплоть до XVII века требники предписывали обязательное участие только что крещенных христианв Литургии верных.

В ЧЕМ СМЫСЛ?

Ответ на этот вопрос можно найти в Типиконе Великой Церкви (то есть константинопольского храма святой Софии) IX–X века. В этом богослужебном сборнике приводится огласительный цикл, каждый из этапов которого привязан к ключевым точкам великопостного «марафона». Завершается растянувшаяся на несколько недель катехизация в Великую Субботу, и завершается Литургией, во время которой оглашаемые принимают Крещение и Миропомазание, — егосовершал сам патриарх, который после антифонов уводил оглашенных в баптистерий и возвращался с ними к началу Литургии верных.

Великая Суббота поэтому является самым логичным и сообразным традиции временем совершения Крещальной Литургии, но возможны и другие календарные варианты — например, Рождественский сочельник. Так или иначе — об этом говорит византийская традиция, — Крещальная Литургия всегда становится кульминацией огласительного цикла, она завершает собой цепочку подготовительных богослужений и без них не имеет смысла. Возрождение практики Крещальной Литургии предполагает и восстановление традиции длительного, многомесячного оглашения.

ОСОБЕННОСТИ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ

Свои чинопоследования Крещальной Литургии имеют хож­дение практически во всех Поместных Православных Церквах. Русская Православная Церковь, а точнее те приходы, которые к этому готовы, могут пользоваться текстом, разработанным и изданным Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом в 2002 году (в 2011 году вышло переиздание). Источниками для него послужили Типикон Великой Церкви, русские служебники допетровского времени, а также чинопоследование, совершаемое в Элладской Церкви.

Главные изменения касаются Литургии оглашенных, что вполне естественно, ведь к началу Литургии верных оглашенные уже должны стать полноценными членами христианской общины и участвовать в Евхаристии. В предлагаемом чине Крещение и Миропомазание занимают место антифонов (кратких стихов из Псалмов или Евангелия), которые поются после Великой ектении (молитвенного прошения), также отсутствует ектения об оглашенных. Некоторые особенности чинопоследования связны с участием в Литургии новокрещенных, их родителей и восприемников: например, их имена вносятся в формулы поминовения на проскомидии, сугубой ектении, на Великом входе, анафоре. Чин воцерковления в древней Церкви совершался до Крещения (например, накануне) и поэтому в чинопоследование Крещальной Литургии не включается.

Ключевая особенность со­временного чина: Крещение и Миропомазание совершаются не параллельно с Божественной литургией — когда священник и крещаемые после антифонов удаляются в отдельное помещение (баптистерий), а верные молятся и слушают чтения из Ветхого и Нового Заветов, — а являются её, Литургии, составной частью. Для совершения Крещальной Литургии желательно иметь в храме баптистерий с большой купелью, в которой можно совершить Крещение полным погружением. Но это не обязательно.

ТАИНСТВО ИЛИ «ТРЕБА»?

Теперь-то понятно, почему Крещальная Литургия служится так редко. Её совершение предполагает развертывание сложной огласительной «инфраструктуры»: нужно время и место для занятий, нужны педагогические кадры из числа клириков или специально подготовленных мирян, нужны пособия для оглашаемых. Наконец, вся жизнь православного прихода должна быть ориентирована на формирование общины. Какой смысл воспитывать оглашенных в духе общинной жизни, если разобщены сами верные?

Уже много столетий в Православной Церкви доминирует другая практика: Крещение совершается отдельным чином, обряду может предшествовать или не предшествовать индивидуальная или коллективная катехизация, но в любом случае литургическая роль общины снижается. Технически так проще, и в случае крещения младенцев такая практика представляется даже логичной, ведь огласительный цикл в данном случае не нужен и невозможен. Но воспитательный эффект Таин­ства в таком «индивидуальном» варианте куда ниже.

Будущее — за литургическим разнообразием, в котором, понятно, найдется место и привычной «требе» и, будем надеяться, оправданному древностью и самой сутью церковной жизни чинопоследованию Крещальной Литургии.

Источник