Вопрос: «Почему в верхнем храме собора три иконостаса «слиты» в один»

 
Иконостас верхнего храма
 
 
Иконостас верхнего храма

На вопрос отвечает настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин.

Воссоздание двух храмов (верхнего и нижнего) в Феодровском соборе — две очень разные истории во многих смыслах.

иконы верхнего храма Иконостас верхнего храма

Архивное фото 1914 года утраченного иконостаса верхнего храма Феодоровского собора

Верхний храм именно ВОССОЗДАН в точном смысле этого слова, то есть обустроен заново по старым фотографиям (коих несколько) и другим документам (например, по чертежу мраморного пола, словесным описаниям в журналах Строительного комитета), сохранившимся в различным архивах. Так что вопросы о том, почему, в частности, иконостас именно такой, какой он есть, — к создателям храма. При этом надо учесть, что многое в Феодоровском соборе — копирование (почти «дословное») различных образов древнерусского храмового зодчества, чаще всего, начала XVII века (времени воцарения Романовых, так как храм посвящен 300-летию Романовых). Такой ход применил архитектор Степан Кричинский — это касается и внешней архитектуры, и внутреннего убранства. Иконостас верхнего храма очень напоминает иконостас московского храма Грузинской иконы Божией Матери (если не ошибаюсь).

Что касается того, почему три иконостаса «слиты в один», то с точки зрения литургики это до некоторой степени абсурд: зачем одному, цельному, хотя и большому храмовому пространству три алтаря и, соответственно, три иконостаса?

В данном случае этот абсурд обусловлен тем, что в начале XX века, с изобретением бетона, стало возможным конструировать большие объемы храма (чего не было в Древней Руси). И если в древних храмах, не имевших таких «просторов», близкое соседство иконостасов центрального и боковых алтарей не воспринималось столь «навязчиво» (храмовое пространство было разделено колоннами, стенами и т.п.), то здесь, конечно, это выглядит довольно, скажем мягко, необычно. Таковы, как это часто бывает, неожиданные эффекты «переосмыслений» старого.

Что касается троекратного «Спаса в Силах», то тут совсем другая проблема (впрочем, временная). Пока что в нашем иконостасе, наряду с новонаписанными иконами взамен утраченных старых, стоят фотографии (пластиковые фотокопии НЕКОТОРЫХ старых икон, сохранившихся в ГМИР). «Спаса в Силах» — единственного сохранившегося из трех, конечно, первоначально различных «Спасов» из деисисных чинов трех иконостасов, пришлось скопировать трижды (как и целый ряд других икон). Вот почему этот «тираж» бросается в глаза и, скажу честно, многим режет глаз. Но процесс написания новых икон, хотя и медленно, но продвигается (зависит от наличия жертвователей). В частности, в настоящее время пишется в том числе и новый «Спас в Силах» для центрального алтаря.

С уважением,
протоиерей Александр Сорокин


Свой вопрос настоятелю вы можете задать здесь или здесь.


Дополнительные материалы:


Материалы рубрики «Почему так?»: