Прошла презентация книги иерея Алексия Волчкова о раннехристианской общине

 
 
 

Презентация книги иерея Алексия Волчкова «Раннехристианская община в античном полисе» состоялась 4 декабря в доме причта Феодоровского собора. Книга вышла в свет в ИД «Познание».



Как рассказал автор, основной массив текста был написан много лет назад, когда он был студентом и аспирантом кафедры истории Древней Греции и Рима истфака СПбГУ. Потом работа на долгое время была отложена, а в 2017 году книга была переписана: цель была сделать ее максимально доступной.

«Эпоха раннего христианства очень привлекательна, — отметил отец Алексий. — Все знают, что и прошлое, и настоящее очень противоречиво, золотого века никогда не было, в том числе и золотого века христианства. Но это время, когда в христианской жизни было много хорошего: что-то, возможно, надо бы возродить, а другое возрождать не надо. Но для каждого верующего человека это эпоха, когда христианство победило всех: Римскую империю, синагогу, философию — всех конкурентов, которые на тот момент существовали. Это было успешное религиозное движение, а нечто успешное всегда привлекает к себе внимание».

Автор рассматривает различные стороны жизни раннехристианской общины. Чтобы понять специфику христианства, подчеркнул отец Алексий, важно понять, в какой среде оно развивалось, каким традициям наследовало. Еще в XIX веке было предложено изучать христианство как подвид частных объединений, которыми изобиловала античность. Частное объединение — это сообщество людей, собравшихся по какому-то принципу. Принцип мог быть любым: объединялись соседи, адепты одного культа, люди одной профессии или интересовавшиеся, к примеру, собственным погребением. Объединений было очень много, для них есть разные слова, обозначения. Но устоявшийся и самый корректный термин — «коллегия», то есть собрание «коллег». Христиане собирались по принципу уже существующих собраний.

Состоялась презентация книги иерея Алексия Волчкова "Раннехристианская община в античном полисе"

Что же выделяло экклесию среди других коллегий? Автор отметил, что найти уникальное здесь гораздо сложнее, чем типичное. Можно отметить акцент на нравственности: он выделяет экклесию, но не отделяет, это было и в других собраниях. Экклесия в большей степени, чем синагога, дистанцировалась от окружающих. Отец Алексий привел высказывание апостола Павла (1Кор. 10:20-21), показывающее, что христианам нельзя было быть участниками других коллегий.

Особое внимание автор в своем выступлении уделил застолью — характерному институту того времени. Трапезы были любимым времяпрепровождением античного общества, и отличительной чертой всех коллегий было то, что коллеги вместе трапезничали. Важно понимать, что культ равнялся трапезе не только у христиан: это было во многих культах, например, в культе Митры. Божества в представлениях того времени были соучастниками застолья. Были продемонстрированы иллюстрации, свидетельствовавшие о пиршествах в античности: например, фотографии триклиния, раскопанного в Помпеях.

"Раннехристианская община в античном полисе". Запись всей презентации

Иерей Алексий Волчков подчеркнул, что христианство в течение трехсот лет дорабатывало идеологию трапезы. Так, в идеале на трапезе должен быть соблюдаться принцип исономии, то есть равенства, но на деле было не так: богатые люди часто приносили еду и ели ее сами, не делясь с бедными. Это апостол Павел и называет недостойным причащением (1Кор. 11:20-30). Поначалу трапеза у христиан была весьма изобильной, что приводило к объедению и пьянству — об этом свидетельствуют апостольские послания (Иуд. 1:12, 2Пет. 2:13). Неудивительно, что в итоге восторжествовал принцип «каждому понемногу», и наша нынешняя трапеза за богослужением — чисто символическая.

Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин, выступая на презентации, поблагодарил отца Алексия, что тот провел презентацию в форме мини-лекции, дающей представление о самой книге.

«Продолжаю ее читать и убежден, что это вполне достойный труд. При чтении возникает много вопросов, самый интересный — насколько христианство уникально по сравнению с другими явлениями. Здесь рассматривается вопрос, насколько оно уникально по отношению к античному миру. В происхождении христианства нас особенно интересует, насколько это чудо Божие, а насколько оно логично вытекает из общечеловеческих тенденций, явлений. На эти вопросы отец Алексий отвечает, причем не в лоб, а сам подводит читателя к тем или иным выводам».

Отвечая на вопрос о вхождении в раннехристианскую общину, отец Алексий отметил, что оно было двояким: с одной стороны, человек пребывал в общине с детства, с другой — когда он вырастал, он делал сознательный выбор. Кроме того, в христианские общины приходили те, кто вырос в других общинах. Поскольку в те времена была велика вероятность гонений, то, собственно, и возник европейский феномен личного обращения.

Был задан вопрос о социальном служении в ранней Церкви. Автор ответил, что одно из уникальных свойств христианской общины — забота о тех, о ком не заботилось общество: христиане помогали друг другу, вступительных взносов, в отличие от некоторых языческих коллегий, не было. Были добровольные пожертвования, и они были большими, доказательство — обширная социальная программа.

Протоиерей Александр Сорокин спросил, не была ли социальная сторона христианства привлекательной для внешних в большей степени, чем само учение. Отец Алексий ответил, что категорически не согласен с подобным утверждением: в христианстве привлекало именно учение, отличное от язычества.

На вопрос про роль гонений ответил присутствовавший в зале доцент СПбГУ Алексей Пантелеев, автор книги «Ранние мученичества: переводы, комментарии, исследования». Он подчеркнул, что в эпоху гонений в Церкви не было случайных людей, все знали, на что шли. Кроме того, христиане искренне любили друг друга, и это наряду с их стойкостью также привлекало внешних.

Иерей Алексий Волчков рассказал кратко про особенности античного полиса — уникальной структуры, к которой человечество вряд ли вернется.

В завершение презентации состоялась автограф-сессия.

Текст: Татьяна Кириллина
Фото: Андрей Петров
ИА «Вода живая»,
04.12.19