Апостол любви и богословия

 
Якопо Пальма Младший. 1580-е. Четыре всадника
 
 
Якопо Пальма Младший. 1580-е. Четыре всадника

«Календарный этюд» Юрия Рубана ко дню памяти апостола и евангелиста Иоанна

Сегодня, 9 октября (26 сентября по старому стилю) в православном календаре значится день памяти (преставле́ние) апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Еврейское имя Йохана́н значит «Яхве милостив», или «Милость Божия».)

Сын палестинского рыбака Зеведе́я, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трёх ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – «ученик, которого любил Иисус», а потому – единственный и самый близкий Ему человек. И это неудивительно.

Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь о собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <…> Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (1 Ин. 4:18). Умирающий на кресте Христос усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. «И с той поры ученик взял Её к себе», — читаем в его Евангелии (Ин. 19:27).

Апостол любви и богословия

Иоанн Богослов в молчании. 2-я пол. 16 в.

Апостол Иоанн был свидетелем Преображения Господа, во время Тайной вечери «возлежал на груди Иисуса» (то есть справа от Него; отсюда понятие «напе́рсник») и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличен от всех других апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей. Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.

Кроме четвертого Евангелия, христианская традиция приписывает Иоанну три Соборных («Оружны́х») послания и «Книгу Откровение» (греч. Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на полупустынном острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением Антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как лжемистических умствований (нелепых астрологических выкладок «конца света»), так и арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна «таи́нником». У греков это слово, «мист», ещё в дохристианские времена означало духовного избранника, посвящённого в мистерию.

Конец жизни Иоанна Богослова окружён таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа «Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду» (Ин. 21:22) дают повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранён для грядущего мученического подвига во времена Антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до «последних времён» Иоанне Богослове использовано в гениальных «Трёх разговорах» Владимира Соловьёва. Здесь Иоанн является в образе православного епископа «старца Иоанна», чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).

Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические «Деяния Иоанна Богослова» придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI века «Иоанн Бого­слов в молчании». Символ апостола Иоанна как евангелиста – орёл.

В православной традиции Иоанн – один из трёх писателей, именуемых «Богословами» (кроме него – св. Григорий Богослов, IV в., и св. Симеон Новый Богослов, X–XI в.). Поэтому он по преимуществу является покровителем изучающих христианские богословские науки. Святому Иоанну Богослову посвящён храм в С.‑Петербургской Духовной академии, и сегодня здесь – престольный праздник и актовый день. Поздравляю своих коллег и всех причастных к возвышеннейшей науке – «священной теологии», как называют её наши учителя-греки.

Лит.: Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 417–464; Ианнуарий (Ивлиев), архим. «И увидел я новое небо и новую землю». Комментарий к Апокалипсису. М., 2015.

Ю. Рубан