Покров Пресвятой Богородицы

 
 
 

Мафόрий или омофόр? Календарный этюд Юрия Рубана

Тропарь праздника. Сегодня мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием. И, взирая на Твой пречистый образ, с умилением восклицаем: «Покрой нас честны́м Своим Покрывалом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Своего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших!»

Праздник Покрова́, как его обычно называют (1/14 октября), – один из самых почитаемых на Руси, о чём свидетельствует количество Покровских храмов и людей с «поповской» фамилией Покровский. (До середины XIX века многие отличившиеся выпускники Духовных семинарий получали новые фамилии в честь главных праздников.) В то же время не все представляют себе смысл термина «покро́в», да и сама история праздника недостаточно изучена. Обратимся к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.

Историческая основа праздника

В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден «варварами» (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь.

Покров Пресвятой Богородицы

Мадонна Милосердие. Симоне Мартини и Липпо Мемми, 1308-1310 гг. Сиенская пинакотека

В столичном Влахе́рнском храме, где хранилась бесценная реликвия – риза Богоматери и часть Её пояса – совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им «Величественная Жена, идущая от Царских врат со страшною свитою, из которой честны́й [Иоанн] Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов] поддерживали Её своими руками. <…> Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Своё боговидное и пречистое лицо. <…> По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (мафόрион), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростёрла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И, доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там» (из жития Андрея Юродивого).

Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре, устрашённые необъяснимыми небесными знамениями, «варвары» сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.

Покров Пресвятой Богородицы

Первый снег на Покров

Церковные и народные аспекты торжества

На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как «Покров Богоматери над Русской землёй» – местом особого почитания Царицы Небесной.

Сам праздник Покрова появился на нашей земле, вероятно, в XII веке. При этом считается (но теперь подвергается сомнению), что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли. Вообще же календарная история праздника до сих пор недостаточно исследована. Тем не менее, ясно, что традиционная (горделивая!) точка зрения на то, что это «чисто русский праздник», введённый почему-то князем Андреем Боголюбским (а не церковным священноначалием?) и будто бы «незнакомый» грекам и другим христианам, – ошибочна.

Достаточно вспомнить об обстоятельствах появления первого – и единственно дозволенного Церковным уставом! – акафиста «Взбра́нной Воевόде…». Этот шедевр церковной поэзии иногда приписывается преподобному Роману Сладкопевцу († ок. 556 г.), поэтому он изображается на некоторых иконах Покрова. И память его тоже сегодня! Ученые указывают на особое почитание в византийской традиции мафόриона, головного покрывала Пресвятой Девы, и предполагают, что даже сама дата празднования Покрова была на Руси привязана ко дню памяти Романа Сладкопевца, воспевшего Богоматерь (а не наоборот). Да и сама служба на Покров имеет сходство с богослужением на праздник Положения ризы Богородицы во Влахе́рнском храме (2/15 июля) и с текстом знаменитого акафиста Божией Матери.

Покров Пресвятой Богородицы

Традиционная русская икона

Греки и западные христиане тоже прославляют Богородицу как свою Защитницу и Покровительницу (было бы странно в этом сомневаться) вне зависимости от единичного и локального константинопольского события X столетия. Общий для всех христиан смысл праздника – милосердная защита Богородицей людей, города, страны – выразилась у нас в символе Покрова, у греков – в символе Ске́пе (Защита, Прикрытие), у католиков – в символе Pallium’а, Плаща Богородицы.

У многих возникает вопрос: а что же именно Богоматерь распростёрла над народом? На некоторых иконах можно видеть длинную узкую ленту. Неужели это архиерейский омофор?

К сожалению, эта грубая ошибка до сих пор тиражируется не только в иконографии праздника, но и удерживается в богослужебных текстах («покры́й нас Своим омофором…»). Божия Матерь – не епископ и тем более не дьякон, торжественно носящий на поднятых руках омофор в определённые моменты архиерейской Литургии. В греческом житии Андрея Юродивого стоит слово μαφόριον, мафόрион (мафόрий); это – большой женский платок-покрывало, закрывающий голову, плечи и спускающийся вниз.