Я православный, поэтому всё, что я делаю, – это православное

 
 
 

"Что бы с тобой ни случилось, главное – держись, не уходи из храма". История Сергея Земскова

Сергей Земсков в Феодоровском соборе с первой Литургии. Так получилось, что вся его жизнь связана с собором. Он служит катехизатором, поёт в хоре и руководит мастерской христианской миниатюры «Адама», которая тоже находится на территории храма. Сегодня Сергей рассказывает о себе, об ангелах, которые его окружают. Потому что «ангелы – это не те, кого мы не видим, а те, кого видим». О катехизации, на которую нельзя попасть просто так. И о своём деле жизни, приносящем радость людям.

Бог поймал меня на тщеславии

Я был крещен в 18 лет, но ничего не понимал. Пытался один раз почитать Евангелие, уснул на первой странице. Когда мне было 30 лет, товарищ пригласил послушать священника. Я послушал, и мне не понравилось. А приятель сказал, что умный человек сначала разбирается в предмете, а потом делает выводы.

Получается, Бог поймал меня на моем тщеславии (ведь я же думал, что я умный). Я стал ходить на катехизаторские встречи, они по квартирам проходили. Шли 90-е. Тогда ещё катехизация в храмах была не принята. Публика собиралась разная, как и теперь. От милиционера до учёного. Мы слушали кассеты с лекциями, думали, читали Библию, находили какие-то ответы на свои вопросы.

Я стал ходить на службы в Князь-Владимирский собор, т. к. жил рядом. Однажды настоятель отец Владимир Сорокин благословил помогать экскурсиям, которые каждый день приезжали в собор. У экскурсоводов была своя историческая программа, а мы пытались сказать туристам несколько слов о Боге. Потом начали проводить беседы перед крещением с крестными и родителями.

Оглашение начиналось с того, что я ходил по храму во время вечерни и спрашивал: «Здравствуйте, хотите поговорить о Боге? Пойдёмте в библиотеку». Спустя какое-то время началась полноценная катехизация.

Давайте что-то такое делать, чтобы люди радость получали

До армии учился в Политехе, а после армии закончил ФИНЭК, кафедру управление производством. Ещё в институте организовал строительный кооператив «Созидание», занимались ремонтом.

В 1990 году случайным образом увлекся оловянной миниатюрой. Сначала совмещал два дела. Потом переключился полностью на мастерскую. Занимались популяризацией истории России, ездили по выставкам в Европу. Делали всегда то, что нам хотелось, а не то, что было востребовано у коллекционеров. Было трудно, но свободно. И когда в середине 90-х я пришел в церковь, мне захотелось сделать для близкого человека подарок – фигурку его святого. Это был Александр Невский. Человеку очень понравилось. Потом ещё сделали одну фигурку, и опять понравилось. И была такая радость и благодарность от людей, что решение пришло само собой. Я сказал сотрудникам: «Давайте делать такую миниатюру, чтобы люди могли радоваться!» Так мы начали потихоньку заниматься христианской тематикой.

Я православный, поэтому всё, что я делаю, – это православное

И тут столкнулись с критикой от братьев и сестёр, которые искренне стояли на защите чистоты православия. Они говорили, что неправославное у нас искусство, нетрадиционное. Я сначала аргументированно защищал свою позицию, рассказывал о византийских истоках. А теперь просто говорю: «Я православный, поэтому все, что я делаю, это православное». Каждый Бога славит теми дарами, которые Он ему дал. Сейчас, после 25 лет работы над христианской коллекцией, к нам относятся очень доброжелательно.

Мы почти ничего не придумываем. Все, что делаем, – это реплики византийских и романских изображений. У нас есть хорошая библиотека, хорошие альбомы. Мы привозили книги из разных стран, сейчас нам Google в помощь.

В мастерской «Адама» работает 10 человек. Конечно, это не совсем бизнес, потому что идея в том, чтобы сообща родить новую красоту в наш мир. Нам это нравится. Бог всегда помогает нам во всем, мы можем делать что-то новое, и для нас это свидетельство Его присутствия в нашем незаметном кропотливом труде.

Я православный, поэтому всё, что я делаю, – это православное

«Не мерою дает Бог Дух»

Ничего подобного нет не только в России, но и в мире. Мы ездили на всемирную выставку христианских ремесленников в Венеции в 2011 году (туда мастера приезжают со всего света). Они, когда увидели, что мы делаем, были восхищены. А когда узнали, что мы из России, для них это был ещё и культурный шок, настолько наша миниатюра не соответствовала их представлениям о России.

Во-первых, потому, что образ России не очень симпатичный. А во-вторых, все, кто занимается чем-то подобным, пытаются максимально привлечь технологии: 3D-принтеры, автоматические линии производства. У этого есть коммерческое обоснование. Но качество, изящество теряется. А мы всё делаем руками от начала до конца.

Раньше мы ездили на выставки по городам России. Сейчас не ездим. Даже в православных выставках не участвуем, потому что люди не успевают в суете увидеть нашу работу. Вот мы, а через две палатки копченой рыбой торгуют. Я говорю, стойте, не надо покупать, просто посмотрите, какая красота. А никак, пахнет вкусно. Я считаю, что нашу миниатюру может воспринимать тот, кто в детстве книжки читал. Тогда он отзывается быстро, у людей глаза начинают сиять. А для некоторых — откровение: случайно зайти на территорию храма и в маленьком подвале неожиданно встретить красоту.

Это и есть христианство – ты получаешь гораздо больше, чем то, на что рассчитывал. «Не мерою дает Бог Дух» (Ин 3:34).

Я православный, поэтому всё, что я делаю, – это православное

Бог помогает руками людей

Когда мы пришли в этот подвал, здесь ничего не было. И денег на ремонт не было. Господь прислал человека-ангела, он привел с собой еще других помощников – и нам помогли с ремонтом.

Потом ещё человек пришёл. Мы и с ним тоже посидели, попили чаю. Он спросил, какая у меня мечта? А у меня к тому времени восемь лет лежали эскизы к шахматному набору «Битва за Москву 1941-1942 гг.». Это самая грандиозная битва за всю историю человечества. Он спросил, сколько денег надо на разработку? Я ответил: «500 тысяч». Он дал 500 тысяч и ушел.

И мы сделали эти замечательные шахматы. Фигуры от ставки Генштаба до рукопашного боя между пешками-солдатами. Армейская разведка, которая ходит буквой «Г», лётчики по диагонали и танки-ладьи.

Я православный, поэтому всё, что я делаю, – это православное

Дома мы о Боге не говорим

Нам с женой Валей повезло: мы пришли в церковь вместе. Она помощник и ангел. Дети с нами, они выросли в церкви. Сын Герман – столяр, дочка Мария занимается документами. Детей мы никак специально религиозно не воспитывали, воскресную школу они не посещали. Вера у детей есть по факту рождения. Без веры человек не может жить. И важно, чтобы она осталась живая. Дома мы о Боге почти не говорим. Есть икона, молимся. За всю свою жизнь я с дочкой два раза о Боге поговорил и с сыном два раза.

Я православный, поэтому всё, что я делаю, – это православное

Бог своих бережет, и слава Богу

С отцом Александром Сорокиным мы познакомились ещё в Князь-Владимирском, вместе занимались катехизацией. А когда в 1998 году на территории Феодоровского собора открывался храм Новомучеников и Исповедников Российских, нужно было помогать. Помогаю с первой Литургии. В Феодоровском соборе Бог может творить Свою волю, потому что здесь много людей, у которых горят сердца. И происходит много разного, чаще хорошего. Одно из важных деланий человека со властью – не вставлять Богу палки в колеса. Значит, надо терпеть и принимать то, что тебе не всегда понятно, то, что не всегда нравится. Уповать на то, что, если это не от Бога, само рассыплется. Это трудно и рискованно. Но Бог своих бережет, и слава Богу.

А популярность, известность, медийность – это приходит незаметно и требует своего. Укрыться в незаметности становится все труднее. Это не самое лучшее, что может случиться с людьми, которые ищут невидимые ниточки любви, которые связывают нас в тело Христово. Слишком тонкая материя. Как прорастает зернышко, не видит никто: божественное не нуждается в демонстрации.

У нас настоящая община. Каждый человек, который приходит, может здесь себя найти, найти свое служение. Но когда найдёт, не всякий согласится с тем, что это его путь, где человек становится собой. Бог ему открывает: смотри, это ты. Это лучшее, что может с тобой быть – быть в Боге самим собой. А человек говорит: нет, я достоин лучшего. И это будет уже его выбор.

Я православный, поэтому всё, что я делаю, – это православное

Придется чем-то жертвовать, но не все на это готовы

Нельзя попасть на катехизацию без воли Божией. Я всегда на наших встречах говорю: «За стеной десятки тысяч людей, которые хотят быть на вашем месте. А почему вы здесь, я не знаю, но Бог знает. Поэтому слушайте, думайте и начинайте делать, времени у нас очень мало».

И я никому ничего не объясняю, если меня не спросят. И вообще я предлагаю идти домой. Потому что есть более важные дела – семья, дети, работа. А тут придётся чем-то жертвовать, и не все на это готовы.

Но уж если тебе очень надо докопаться до истины, тогда оставайся и попробуй. Но надо будет хотя бы чуть-чуть поверить, что Евангелие начнет питать твое сердце, когда ты рискнешь открыть его Христу и хотя бы попытаешься стать счастливым. Ведь цель христианской жизни – счастье!

Катехизация – не единственный путь к Богу. Его пути вообще неисповедимы. Встреча с пьяным соседом может сыграть решающую роль в твоей духовной жизни. Но катехизация — это один из путей, которые предлагает Церковь. Он короткий и насыщенный. Поэтому требует дополнительных усилий.

Тебе Бог обещал плоды показать?

Был период, когда я хотел служение катехизатора оставить. Главная моя претензия была, что людям это не нужно. Но духовно опытные отцы меня успокоили: «Тебе что, Бог обещал плоды показать? Если хотя бы два человека за всё твоё служение придут ко Христу, это уже большое дело».

А к тому времени уже были люди, которые пришли ко Христу через воцерковление. Для них Церковь стала родным домом. Их жизнь наполнилась радостью, смыслом и благодарностью. Поэтому я утешился и с тех пор спокойно отношусь к тому, что какие-то люди уходят и я их больше не вижу.

Прежде чем служить Богу, нужно найти себя и найти свой мир в себе. Самое главное и важное служение в христианстве – быть христианином, сегодня и всегда. Мне один монах сказал так: «Серёжа, что бы с тобой ни случилось, помни про главное: не уходи из храма. Здесь Благодарение». Если ты научился читать и не читаешь – перестанешь воспринимать мысли, которые автор хотел до тебя донести.

Имея колоссальное наследие, мы им не пользуемся

Для меня православие связано с полнотой. Я ко всем конфессиям уважительно отношусь. Но меня печалит, что, имея колоссальные духовные богатства и наследие, мы ими почти не пользуемся. А те люди, у кого нет такого наследия, используют то, что у них есть по максимуму.

Условие присутствия Бога в жизни – честность. Не надо говорить: «Господи, враг мой поносит меня. Но пусть с ним будет всё хорошо». Это же правильно, по-христиански. А у самого кошки на душе скребут. Скажи лучше так: «Господи, очень все тяжело, и хочется пробить врагу голову, и все идет к тому, что я это сделаю. Дай мне силы духа не делать этого». Здесь Бог может действовать, есть живая история взаимоотношений.

Если Бог не любовь, то человек не нужен

Наши встречи с людьми неслучайны. Поэтому я стараюсь относиться ко всем людям, с кем встречаюсь, как к Божиим посланникам, ангелам. Десять минут человек будет в моей жизни или десять лет – неважно. Бог творит эти встречи, чтобы мы могли зачем-то побыть вместе. Может, это связано с утешением, любовью или радостью. Радость, как и любовь, требует обязательно какого-то объекта, чтобы поделиться. То есть если Бог не любовь, то человек не нужен. А если любовь, то необходим человек, который есть высшая ценность в этом мире.

И когда человек отказывается от любви Бога потому, что, по его мнению, есть варианты и получше, получается история первородного греха. Другого смысла в этой трагедии нет. А вся дальнейшая история, описанная в большой книге под названием «Библия», – это история про то, как человек пытается восполнить образовавшуюся пустоту и вернуться в полноту любви. И у него ничего не получается.

Но у нас есть Христос. Значит, в принципе может получиться!

Записала Ольга Лебединская