Блаженные мужи (святые Августин и Иероним)

 
Видение св. Августина
 
 
Видение св. Августина

Календарный этюд Юрия Рубана.

Наступает кончина первого месяца нашего и без того краткого северного лета. Увы! Кстати, все ли знают, что означает название уходящего месяца?

Мы живем по реформированному древнеримскому солнечному календарю. В нём сохраняются многие языческие астрономические названия, но мы к ним привыкли и зачастую не отдаём себе в этом отчета. Уходящий месяц римляне посвятили богине Юноне, супруге верховного бога Юпитера и покровительнице женщин, поэтому он называется ю́ниус, июнь. Это к слову.

Православный календарь назначает на 28 (15 по ст. ст.) июня чествование памяти сразу двух замечательных святых – учёных мужей Римского Запада, имена которых, хотелось бы надеяться, всем известны. Кто они и чем знамениты?

Родоначальник исповедального жанра

Каникулы. Время отпусков. Наконец-то есть время, чтобы всласть побродить по музеям и в одиночестве гулкого зала долго наслаждаться понравившейся себя картиной. Нет, это не ёрничество, а ностальгическое студенческое воспоминание: в те годы эрмитажные залы ещё были местами уединённого созерцания; мелькающие друг за другом экскурсии здесь неуместны. Екатерина II, если не ошибаюсь, говорила, что в своей «пустыньке» («эрмитаже»!) картинами любуется лишь она и придворные мыши!

Прогуливаясь по итальянским залам Эрмитажа, обратим внимание на картину Филиппо Липпи. Человек в белых одеяниях и епископской тиаре, опираясь на высокую скамью на берегу реки, обращается к мальчику, занятому странным развлечением – тот вычерпывает воду ложкой. Епископа зовут Аврелий Августин, или Августин Блаженный (*). Он родился 13 ноября в 354 года в Тагасте (Нумибия, Северная Африка; ныне Алжир) и умер в 430 году в приморском городе Гиппόне (в 80 километрах от Тагасты). Отсюда его епископский титул – Гиппόнский, или Иппони́йский.

Картина запечатлела один из эпизодов его богатой событиями жизни. Как известно, в 400–415 годах Августин напряжённо работал над философским трактатом «О Святой Троице», пытаясь вместить в своё сознание тайну Триединого Бога и доступно выразить её на бумаге. Он устал и прогуливался у воды. Здесь ему и было послано это назидательное видение. На замечание епископа о том, что реку вычерпать невозможно, ребенок ответил, что его наставник занимается тем же – пытаясь постичь невыразимую тайну Святой Троицы!

Блаженные мужи (святые Августин и Иероним)

Блаженный Августин. Икона кисти архимандрита Зинона в нижнем храме Феодоровского собора

Августин написал много работ, но особую известность ему принесла «Исповедь» (397–400 гг.) – лирическая автобиография, положившая начало новому – исповедальному – жанру в европейской литературе. В этом русле – все позднейшие излияния вплоть до «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо и Л. Толстого. А огромный трактат Августина «О Граде Божием» (De Civitate Dei, – 413–426 гг.), изданный и на русском языке, сделал его родоначальником философии истории. Учёное наследство Августина значительно, научная литература о нём – огромна.

«Муж трёх языков»

Блаженные мужи (святые Августин и Иероним)

Хосе де Рибера. Св. Иероним, внимающий звуку трубы (1626 г.).

Продолжим наш путь по испанским залам Эрмитажа. Обратим внимание на холст Хосе Риберы (1591–1652) «Святой Иероним, внимающий звуку трубы». Запечатлённый на ней полуобнажённый иссохший человек – ещё один «античный христианин», личность тоже примечательная.

Евсевий Софроний Иероним, или Иероним Блаженный, родился около 345 года в городе Стридоне (откуда его прозвание Стридонский) на границе между Далмацией и Паннонией, а скончался в Палестине в 419 или 420 году. В юности он получил прекрасное образование, много читал, особенно же любил Вергилия, Горация и Цицерона. В Риме изучал христианское богословие, и стал затем автором канонического перевода Библии на латинский язык (Vulgata versio, или «Иеронимова Библия»). С 387 года он жил в Вифлееме, на родине Иисуса Христа.

Блаженные мужи (святые Августин и Иероним)

Альбрехт Дюрер. Св. Иероним за занятиями. 1514 г.

Ренессансные гуманисты чтили Иеронима как эрудита и стилиста, филолога «по преимуществу» (как знатока трех священных языков – древнееврейского, греческого и латинского), и признавали его «своим». Действительно, «Орден интеллектуалов» не ограничен временем, религией, культурой. Пытаясь быть аскетом, Иероним отказался от всего, только не от своей библиотеки и привычки наслаждаться на сон грядущий чтением изящной языческой словесности. И это после слёз и покаянных ночных молитв! «Таким образом я, окаянный, постился и (одновременно) намеревался читать Туллия. … После частых бессонных ночей… и воспоминаний о прежних прегрешениях моя рука тянулась к Плавту. … Когда же я… начинал читать (библейских) пророков, то меня ужасала необработанность их речи…», – сознавался он своей римской знакомой Евстохии. Наш филолог борется с собой, заболевает, и в бреду получает видение.

Грозный Судия Вселенной вопрошает его: «Кто ты?!»

– «Христианин», – смиренно отвечает Иероним.

– «Ты лжешь, ты – цицеронианин, а не христианин, ибо где сокровище твоё, там и сердце твоё», – слышит он в ответ.

– «Господи, – воскликнул несчастный книжник, – если когда-нибудь я буду читать светские книги, считай меня отступником!»

Блаженные мужи (святые Августин и Иероним)

Блаженный Иероним Стридонский. Икона. Венето-критская школа, нач. XV в.

Обещание, данное в бреду, не было выполнено: расстаться с изящной словесностью Иероним не смог. Винить его в этом нельзя – Бог не потворствует глупости. Напротив, Он хочет видеть нас людьми образованными, открытыми и терпимыми по отношению как к классическому наследию, так и ко всему достойному новому.

В западной иконографии Иероним часто изображается в келье за пюпитром, заменявшим раньше письменный стол, в окружении рукописей. Часто атрибутом знаменитого филолога является лев: вспомним известную гравюру Альбрехта Дюрера и другие изображения Иеронима. Но это – ставшая традиционной ошибка, связанная, вероятно, со смешением в латинском языке имён Иероним и Герасим. Со львом дружил другой палестинский отшельник, авва Герасим Иерусалимский (V в.), живший здесь вскоре после Иеронима. (О нём будем говорить в своё время.)

Прим. (*) Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование ряда святых других Церквей, прежде всего Римо-Католической, в тех случаях, когда почитание им установилось до разделения Церквей (1054 г.) и они включены в православные Святцы. В самой Католической Церкви термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации (т. н. «беатификация»). (О других значениях этого термина см.: Рубан Ю. Блаженство, Блаженный // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.; СПб., 2002. Т. I.)