Календарный этюд Юрия Рубана.
Наступает кончина первого месяца нашего и без того краткого северного лета. Увы! Кстати, все ли знают, что означает название уходящего месяца?
Мы живем по реформированному древнеримскому солнечному календарю. В нём сохраняются многие языческие астрономические названия, но мы к ним привыкли и зачастую не отдаём себе в этом отчета. Уходящий месяц римляне посвятили богине Юноне, супруге верховного бога Юпитера и покровительнице женщин, поэтому он называется ю́ниус, июнь. Это к слову.
Православный календарь назначает на 28 (15 по ст. ст.) июня чествование памяти сразу двух замечательных святых – учёных мужей Римского Запада, имена которых, хотелось бы надеяться, всем известны. Кто они и чем знамениты?
Родоначальник исповедального жанра
Каникулы. Время отпусков. Наконец-то есть время, чтобы всласть побродить по музеям и в одиночестве гулкого зала долго наслаждаться понравившейся себя картиной. Нет, это не ёрничество, а ностальгическое студенческое воспоминание: в те годы эрмитажные залы ещё были местами уединённого созерцания; мелькающие друг за другом экскурсии здесь неуместны. Екатерина II, если не ошибаюсь, говорила, что в своей «пустыньке» («эрмитаже»!) картинами любуется лишь она и придворные мыши!
Прогуливаясь по итальянским залам Эрмитажа, обратим внимание на картину Филиппо Липпи. Человек в белых одеяниях и епископской тиаре, опираясь на высокую скамью на берегу реки, обращается к мальчику, занятому странным развлечением – тот вычерпывает воду ложкой. Епископа зовут Аврелий Августин, или Августин Блаженный (*). Он родился 13 ноября в 354 года в Тагасте (Нумибия, Северная Африка; ныне Алжир) и умер в 430 году в приморском городе Гиппόне (в 80 километрах от Тагасты). Отсюда его епископский титул – Гиппόнский, или Иппони́йский.
Картина запечатлела один из эпизодов его богатой событиями жизни. Как известно, в 400–415 годах Августин напряжённо работал над философским трактатом «О Святой Троице», пытаясь вместить в своё сознание тайну Триединого Бога и доступно выразить её на бумаге. Он устал и прогуливался у воды. Здесь ему и было послано это назидательное видение. На замечание епископа о том, что реку вычерпать невозможно, ребенок ответил, что его наставник занимается тем же – пытаясь постичь невыразимую тайну Святой Троицы!
Августин написал много работ, но особую известность ему принесла «Исповедь» (397–400 гг.) – лирическая автобиография, положившая начало новому – исповедальному – жанру в европейской литературе. В этом русле – все позднейшие излияния вплоть до «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо и Л. Толстого. А огромный трактат Августина «О Граде Божием» (De Civitate Dei, – 413–426 гг.), изданный и на русском языке, сделал его родоначальником философии истории. Учёное наследство Августина значительно, научная литература о нём – огромна.
«Муж трёх языков»
Продолжим наш путь по испанским залам Эрмитажа. Обратим внимание на холст Хосе Риберы (1591–1652) «Святой Иероним, внимающий звуку трубы». Запечатлённый на ней полуобнажённый иссохший человек – ещё один «античный христианин», личность тоже примечательная.
Евсевий Софроний Иероним, или Иероним Блаженный, родился около 345 года в городе Стридоне (откуда его прозвание Стридонский) на границе между Далмацией и Паннонией, а скончался в Палестине в 419 или 420 году. В юности он получил прекрасное образование, много читал, особенно же любил Вергилия, Горация и Цицерона. В Риме изучал христианское богословие, и стал затем автором канонического перевода Библии на латинский язык (Vulgata versio, или «Иеронимова Библия»). С 387 года он жил в Вифлееме, на родине Иисуса Христа.
Ренессансные гуманисты чтили Иеронима как эрудита и стилиста, филолога «по преимуществу» (как знатока трех священных языков – древнееврейского, греческого и латинского), и признавали его «своим». Действительно, «Орден интеллектуалов» не ограничен временем, религией, культурой. Пытаясь быть аскетом, Иероним отказался от всего, только не от своей библиотеки и привычки наслаждаться на сон грядущий чтением изящной языческой словесности. И это после слёз и покаянных ночных молитв! «Таким образом я, окаянный, постился и (одновременно) намеревался читать Туллия. … После частых бессонных ночей… и воспоминаний о прежних прегрешениях моя рука тянулась к Плавту. … Когда же я… начинал читать (библейских) пророков, то меня ужасала необработанность их речи…», – сознавался он своей римской знакомой Евстохии. Наш филолог борется с собой, заболевает, и в бреду получает видение.
Грозный Судия Вселенной вопрошает его: «Кто ты?!»
– «Христианин», – смиренно отвечает Иероним.
– «Ты лжешь, ты – цицеронианин, а не христианин, ибо где сокровище твоё, там и сердце твоё», – слышит он в ответ.
– «Господи, – воскликнул несчастный книжник, – если когда-нибудь я буду читать светские книги, считай меня отступником!»
Обещание, данное в бреду, не было выполнено: расстаться с изящной словесностью Иероним не смог. Винить его в этом нельзя – Бог не потворствует глупости. Напротив, Он хочет видеть нас людьми образованными, открытыми и терпимыми по отношению как к классическому наследию, так и ко всему достойному новому.
В западной иконографии Иероним часто изображается в келье за пюпитром, заменявшим раньше письменный стол, в окружении рукописей. Часто атрибутом знаменитого филолога является лев: вспомним известную гравюру Альбрехта Дюрера и другие изображения Иеронима. Но это – ставшая традиционной ошибка, связанная, вероятно, со смешением в латинском языке имён Иероним и Герасим. Со львом дружил другой палестинский отшельник, авва Герасим Иерусалимский (V в.), живший здесь вскоре после Иеронима. (О нём будем говорить в своё время.)
Прим. (*) Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование ряда святых других Церквей, прежде всего Римо-Католической, в тех случаях, когда почитание им установилось до разделения Церквей (1054 г.) и они включены в православные Святцы. В самой Католической Церкви термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации (т. н. «беатификация»). (О других значениях этого термина см.: Рубан Ю. Блаженство, Блаженный // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. М.; СПб., 2002. Т. I.)