Авва и его лев

 
Аверина К. (р. 1982) «Герасим Иорданский»
 
 
Аверина К. (р. 1982) «Герасим Иорданский»

Календарный этюд Юрия Рубана

Читатель жизнеописаний святых не может не обратить внимания, что их героями иногда выступают и животные. Святой Франциск Ассизский проповедует птицам и рыбам и даже обращает к Богу свирепого губбийского волка, а наш Серафим Саровский подкармливает хлебом и мёдом из своей пасеки огромного медведя. Эти милые картинки можно счесть литературным сентиментализмом, но их богословие неизмеримо глубже [1]. Это хорошо понимал Иоанн Мосх [2], посвятивший истории необыкновенной дружбы палестинского аввы Герасима († 475 г.) [3] с исцелённым им львом, которого он встретил на берегу священной реки Иордан, особую новеллу в своём сочинении «Луг Духовный», или «Лимона́рь». (Львы водились в Палестине до арабского завоевания.) Этот шедевр византийской духовной литературы был известен на Руси как «Синайский патерик». В Православном календаре память аввы и его льва значится 4/17 марта.

Авва и его лев

Св. Герасим вынимает занозу из лапы льва

Авва и его лев

Монастырь св. Герасима Иорданского – современный вид

Привязавшийся к старцу лев жил с монахами в обители, отстоящей на версту от Иордана, а одно время даже возил на себе, вместо пропавшего осла, воду, кротко выполняя возложенное на него аввой Герасимом строгое «монашеское послушание». Старец счёл, что это лев съел осла, а тот не мог оправдаться. Но истина скоро восторжествовала: лев встретил на тропе аравийского погонщика верблюдов, который ранее угнал монастырского осла, и, радостно схватив его за узду, привёл в обитель вместе со всем караваном. Жуликоватый погонщик при виде льва в страхе бежал. Лев же был торжественно оправдан и получил громкое имя «Иордан»!

Авва и его лев

Лев возвращает похищенного осла в монастырь

Отлучившись как-то из монастыря, лев, по промыслу Божию, не знал о смерти своего наставника, а, вернувшись, мог лишь вопрошать о старце безутешным рёвом и метанием из стороны в сторону. Оказавшись на могиле аввы Герасима, куда его привёл ученик почившего Савватий, лев стал «с рыканием сильно ударять головою о землю и, вопия́, испустил дух на могиле старца. Было же сие не потому, – резюмирует рассказчик, – чтобы имел лев душу разумную, но по воле Бога, пожелавшего прославить славящих Его… и явить, в каком послушании пребывали звери у Адама, пока он не преступил заповеди Божией и не был изгнан из Рая сладости».

Авва и его лев

Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье (1514 г.)

История об авве Герасиме и прирученном им льве, пользовавшаяся в Средние века огромной популярностью, нашла отражение и в православной иконописи. На Западе же она была по ошибке (возможно, из-за созвучия имён при переносе на латинскую фонетику) перенесена на Иеронима Блаженного († 420 г.), который немногим ранее Герасима долго жил в Палестине, работая над переводом Библии на латинский язык [4]. Атрибутом знаменитого филолога поэтому также стал лев: вспомним известную гравюру Альбрехта Дюрера и другие ренессансные изображения Иеронима. Многие, вероятно, задавались вопросом: что делает лев в келье книжника? Охраняет его учёный покой?

Лучший перевод истории аввы Герасима и его льва (107 глава «Луга Духовного») на русский язык принадлежит Сергею Аверинцеву (Собрание сочинений. Переводы: Многоценная жемчужина. Киев, 2004. С. 161–163).

Древнерусский читатель знал эту трогательную новеллу уже с XI—XII вв., а нам она также знакома и по рассказу Николая Лескова «Лев старца Герасима».

Примечания

[1] Подробнее об этом см: https://feosobor.ru/2022/01/radost-moja/ .

[2] Об этом византийском писателе († ок. 634 г.) см.: https://www.pravenc.ru/text/471388.html .

[3] «А́вва» (сир. abba –»отец») – почетное именование духовно опытных монахов. Отсюда же и латинское «аббат» (в ином значении).

[4] См.: https://feosobor.ru/2022/06/blazhennye-muzhi-svjatye-avgustin-i-ieronim/