Верный новобранец и апостат император

 
Мученичество св. Феодора Тирона, фреска Феодоровского монастыря в Метеорах. Фессалия, XVI в.
 
 
Мученичество св. Феодора Тирона, фреска Феодоровского монастыря в Метеорах. Фессалия, XVI в.

Календарный этюд Юрия Рубана

В субботу, завершающую первую седмицу Великого поста (4 марта в 2023 году), богослужебные песнопения преподносят новое подтверждение того, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Одновременно евангельское чтение Литургии предупреждает: пост и другие религиозные предписания – не самоцель и имеют смысл лишь тогда, когда помогают, а не мешают нормально жить и работать на благо семьи и общества. «Суббота для человека, а не человек для субботы»! Именно поэтому в завершение первой строгой великопостной седмицы мы читаем о том, как Христос с учениками «нарушали» библейские предписания, вызывая формально справедливые упреки со стороны книжников и фарисеев – ревностных постников и благочестивых ревнителей Моисеева («ветхого»!) Закона.

В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Фео́дору Ти́рону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Фео́доровой неделей».

Согласно житию, св. Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области, расположенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского, т. е. Черного моря. Его прозвание Ти́рон указывает на воинское звание: это – «молодой воин (новобранец)» (в отличие от стратила́та), несущий преимущественно караульную службу. За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осуждён на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповреждённое огнём тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св. Феодора по неподвижному (мине́йному) календарю – 17 февраля / 2 марта.

Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией (указы 311 и 313 гг.), и императоры, начиная с Константина Великого (306–337), были христиане. Но в 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвище Апоста́т, в переводе с греческого – «Отступник».

Верный новобранец и апостат император

Император Флавий Клавдий Юлиан (Юлиан Отступник) (361—363)

В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градо¬начальнику Константинополя тайно окропить в Великий Пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках. Предупреждённые своим архипастырем верующие вынуждены были питаться в этот день только домашними запасами, преимущественно варёным зерном. В память этого события и совершается память святого.

Верный новобранец и апостат император

Великомученик Феодор Тирон. Фреска церкви «Богородицы Перивлепты» в Охриде (Македония, XIV в.)

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, потому что он явился архиепископу Евдоксию в день своей памяти (в 362 году Пасха была 31 марта, и первое воскресенье Великого Поста приходилось на 17 февраля). Так, наряду с минейной (неподвижной) памятью св. Феодора появилась в православном календаре и его трио́дная память (в субботу первой седмицы Великого поста). «Отто́ле у́бо ве́рнии даже и до ныне чудо обновля́юще, да не забве́но толи́кое дело мученика временем будет, великаго Феодора ко́ливами почитаем», – напоминает Постная Триодь.

Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX столетии в первое великопостное воскресенье стали праздновать окончательную победу Православия над иконоборчеством, и память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресенья сохранилась: это – Торжество Православия.

Не забудем предписание Церковного устава. В субботу первой седмицы Великого поста, в честь дня памяти великомученика Феодора Ти́рона, «едим боб обваренный, с маслинами белыми и чёрными, и варе́ние (овощи) с елеем; вина же испиваем по красову́лю, ради памяти святого. [«Красовуля – чаша для пития, употребляемая в монастырях греческих, которая полфунта и более вместить может напитка», – поясняет «Полный церковно-славянский словарь» священника Григория Дьяченко.] Этот обычай мы приняли от лавры преподобного отца нашего Саввы и от богоносного отца нашего Евфимия». И, конечно, готовим коливо.

* * *

Верный новобранец и апостат император

Христос с учениками срывают колосья в субботу. Византийская миниатюра (XI в.)

Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Марка 2:23–3:5. – Зачало 10)
[«Суббота для человека или человек для субботы»?]

[В то время] случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его на ходу начали срывать колосья. И фарисеи стали говорить Ему: «Смотри, они делают, чего нельзя делать в субботнее время!»
И Он говорит: «Или вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда был в нужде и когда терпели голод он сам и люди его: как он во времена первосвященника Авиафара вошёл в Дом Божий и те жертвенные хлебы, которых нельзя есть никому, кроме священников, ел сам и давал своим людям?»
И говорил им Иисус: «Суббота для человека, а не человек для субботы; поэтому Сын Человеческий властен и над субботой».
И вошёл Он снова в синагогу; и был там человек с высохшей рукой. И стали следить за Ним, не исцелит ли Он его в субботу, чтобы обвинить Его. И говорит Он сухорукому: «Вставай в середину!» И говорит им: «Дозволяется ли [по] субботам делать добро – или делать зло? Жизнь спасти – или убить?»
Но они молчали. И Он, оглядев их с гневом, скорбя об окаменении их сердец, говорит тому человеку: «Протяни свою руку». И он протянул, и была восстановлена рука его.

Приложение

Верный новобранец и апостат император

Коливо в память вмч. Феодора Тирона

КО́ЛИВО (греч. κόλλυβα, ко́ллюба, ко́ллива) – варёная пшеница (или иной злак) с фруктами, подслащённая мёдом или сахаром. Cиноним – кутия́ (кутья) и со́чиво. Этимология неясна, возможно, термин восходит к архаическому индоевропейскому корню, обозначающему ритуальную пищу. Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции (слово встречается у Аристофана (V—IV вв. до н. э.) в значении «хлебная мелочь, пирожки»). Со времён Византии он в почти неизменном виде сохранился вплоть до наших дней.

Богослужебный устав предписывает приносить коливо в честь и память «господских праздников и святых Божиих», что, вероятно, восходит к традиции древнехристианских регулярных храмовых трапез (т. н. ага́пы). Согласно Уставу, «Чин благословения колива» совершается на Вечерне (после «Ныне отпуща́еши») и на Литургии (после заамвонной молитвы). В этом значении коливо приносится в современной русской богослужебной практике только в честь вмч. Феодора Тирона в субботу первой седмицы Великого поста (об этом см. выше). Это приношение носит исторический характер и, по мнению некоторых историков, лежит в основе всей позднее развитой традиции колива.

Наибольшее развитие, в том числе и внебогослужебное, получил обряд приношения колива в память усопших – при погребении и последующих панихидах, символизируя веру христиан в их будущее воскресение. Преданный земле человек сравнивается с брошенным в землю семенем, которое «не оживёт, если не умрёт… Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении» (1 Кор. 15:36, 42). Мёд и фрукты означают сладость будущей жизни воскресших со Христом.

Лит.: Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви… М., 1992. Т. 2; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994. С. 537–540 («О коливе, приносимом за усопших»); Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1999.

(Статья предназначалась для Российского гуманитарного энциклопедического словаря. М.-СПб., 2002)

Необязательное приложение

P. S. Некоторые вопросы для преподавателей, учащихся и просто любознательных.
1. Почему за Литургией, подводящей итог первой (и строгой!) седмицы Великого поста, читается 10-е евангельское зачало (Евангелие от Марка 2:23–3:5).
2. Почему память св. Феодора Тирона имеет столь высокий литургический статус, учитывая, что он не был ни святителем, ни богословом, но лишь одним из многочисленного сонма мучеников?
3. Как исторически соотнеслись между собой его минейная и триодная память?
4. В какой день Триодного календаря совершалась его память до IX века? Какой смысл она несла?
5. Почему исторически приношение колива связано с именем св. Феодора Тирона?
6. Каков позднейший широкий (богословский) смысл приношения колива в храмах?