Жены-мироносицы у пустого гроба

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 3-ю по Пасхе

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 Мк. 15:43-16:8

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 

В два следующие за Пасхой воскресенья мы вспоминаем людей, близких ко Христу. Тех, кто непосредственно был связан с событиями, которые происходили и в предыдущие дни, и в последующие месяцы и годы, – Его ближайших учеников и учениц. В прошлый раз вспоминали апостолов, особенно апостола Фому с его рассудительным подходом к вере, к попытке все понять, почувствовать, потрогать руками. А сегодня вспоминаем других людей — Иосифа Аримафейского и, особенно, жен-мироносиц. Даже и день сегодняшний носит именно это название — «святых жен-мироносиц». 

Эти два воскресенья — Фомы и жен-мироносиц — создают как бы два полюса веры. И то, и другое — это вера, которая движет человеком, определяет его поступки, решения. Хотя веры эти очень разные. Одна рассудочная, как у апостола Фомы, а другая, можно сказать, безрассудная, как у жен-мироносиц.

Ведь действительно они бегут утром в темноте, не рассуждая даже о том, кто отвалит им камень. Они вспоминают об этом только когда подходят ко Гробу: «Ой, а кто же камень-то отвалит, он же большой». Они же сами видели, как Иосиф привалил этот большой камень. Но этими женщинами двигало желание послужить так, как они могут, своему Учителю, помазать Его миром. Сделать те последние дела, которые вообще можно сделать для умершего человека – ничего другого они уже не могли. 

И вот безрассудство приводит их в это место именно в тот момент, когда они первыми видят пустой Гроб. Апостол Фома не первый, он — позже. Он даже после других апостолов получает свое уверение, крепость своей веры, этот мощный фундамент, который будет служить всю его дальнейшую жизнь. А жены-мироносицы, эти немощные женщины, не могущие отвалить камень, идут туда только потому, что ими движет вера. Вера и любовь к своему Учителю. 

Собственно, можно поставить знак равенства между этими понятиями в данном случае: их любовь становится их верой. Благодаря любви и вере, происходит чудо, женщины становятся первыми, кто узнает о том, что Учитель воскрес. Да, у них сохраняется страх, и они даже никому не могут передать эту весть, по версии сегодняшнего отрывка из Евангелия от Марка. Как было на самом деле, мы не можем знать, все это какое-то очень глубокое переживание, но женщины поверили, что Христос воскрес. Просто это было настолько невероятно, что они даже боялись сказать другим — своим братьям, апостолам, которые в этот момент еще пребывали в полном неведении. 

Они становятся женами-мироносицами, и слово «мироносец» обретает какой-то совершенно иной смысл. Не просто несущие миро, то есть масло для помазания, а, можно сказать, несущее мир Христов. Понятно, что это немного терминологические натяжки, но, тем не менее, «мироносицы», «миротворец» — эти слова становятся какими-то очень близкими синонимами. 

Действительно, мы знаем много историй об апостолах, мужчинах, которые потом будут нести веру в разные уголки Вселенной, эйкумены; будут идти, терпеть какие-то лишения, трудности и умирать за Христа. Умирать порой очень трудно, мученически. Таких примеров много, но и слабых женщин, движимых порывом сердца, будет еще много в истории Церкви. Среди них тоже будут мученицы, те, которые исповедуют веру во Христа до самого конца, до смерти. И своей смертью засвидетельствуют эту веру. 

Итак, служение женщин в сегодняшнем отрывке определяется порывом. Да, женское начало в Церкви очень важно, потому что без него Церковь становится чем-то неполным. Как Христос и Дух Святой действуют вместе, а ведь в еврейском языке слово «руах», которое означает «дух», — слово женского рода. И вот как Сын и Дух женского рода действуют в этой паре, как семья, в которой должен быть мужчина и женщина, чтобы она была полной. Когда семья не имеет какой-то второй половины, она будто немного опустошается, теряет те возможности, которые должны у нее быть. Неслучайно Господь сотворил этот мир именно таким – мужским и женским, это то, что должно быть вместе. 

Хоть сегодня в нашем храме немного нарушилась та традиция, которая много лет назад была заведена, когда в день особой памяти о женском служении в нашем храме дарили цветы женщинам, тем не менее, мы говорим «спасибо». Говорим слова благодарности всем женщинам, которые в Церкви сохраняют веру, которые вдохновляют, как вдохновляли жены-мироносицы своих собратьев на веру, на служение и порой даже на смерть. 

Спасибо вам большое и за ваше служение, служение женское, служение очень важное. Потому что вместе создается полнота, полнота веры, полнота рассудка и безрассудства, без которых невозможно верить в Бога, потому что вера в умершего и воскресшего Господа – это, в общем-то, безумие, как сказал апостол Павел. 

Безумие, которое мы все приняли и которое делает нас самыми разумными людьми во Вселенной, потому что это безумие созидает в нас Господа и движет нами в этом мире. Ради того, чтобы Его смерть не была просто смерть, ради того, чтобы Его смерть была истинным Воскресением для всего мира. 

Аминь. 

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Он воскрес! Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/