Исцеление двух одержимых

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

* Из пещер, где погребали. 

ГЛАВА 9.

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Мф. 8:28-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском повествовании все странно, хотя вы прекрасно знаете эту историю и много раз ее слышали. Тем не менее, она не перестает казаться очень странной.
Во-первых, Иисус высаживается на берег совершенно один, без учеников, которые, вроде бы, приплыли с Ним в лодке, но вот на берегу Он оказывается один. Это Гадаринская страна – белое пятно на карте, никто не знает, что это за страна. Но известно, что это страна чужая, потому что здесь пасут свиней. Это знак, что мы где-то вдалеке от пределов Святой Земли, на негостеприимной чужой земле. И вот, официальная делегация, которая выходит к Нему навстречу, выходит из мира мертвых. Эти люди живут в погребальных пещерах, там, где хоронят мертвых, и они настолько свирепы, что никто не смеет проходить по этой дороге.

И здесь возникает хороший вопрос, а куда же ведет эта дорога? Что же эта за дорога, которая ведет в никуда? Она ведет, наверное, в царство мертвых, для того чтобы всякого, кто оказался на ней, можно было схватить и доставить туда.

Но вот одержимых ждет сюрприз: дело в том, что на сей раз их добычей становится Тот, Кто Сам о Себе говорит: «Аз есмь воскресение и жизнь». Он Тот, Кому повинуются ветра и море. То есть стихии хаоса и небытия. Люди, которые выходят навстречу Христу, неспособны даже произнести какие-то слова приветствия. Они издают вопль, и это может быть единственным, что есть в них человеческого, потому что затем включается совершенно другой голос. Устами этих несчастных говорят нечистые духи, которые первыми узнают Христа.

«Что тебе нужно от нас, Сын Божий, что общего между нами и Тобой?» Они испытывают страх, потому что догадываются, что Христос пришел в этот мир для того, чтобы одержать победу. Их царство приходит к концу. И они, конечно, боятся и трепещут: пришел Царь, которому принадлежит все.

И вот, мы видим, может быть, самое потрясающее: устами людей говорят совершенно посторонние, чуждые ему духи. Здесь они будто узнают Христа. Они фактически исповедуют Его Сыном Божьим. Может быть, они были свидетелями того, что произошло накануне ночью. В предыдущем эпизоде рассказывается о том, что когда Христос переплывал это море на другой берег, поднялась страшная буря, и Он ее усмирил. Получается, духи лучше учеников поняли смысл этого чуда, поняли, что же в действительности происходит.

Тем не менее, у духов есть ощущение, что все это происходит прежде установленного часа. Христос ничего не отвечает на их вопросы, Он молчит. И это молчание еще больше подогревает беспокойство, и духи меняют свою стратегию. Они торгуются с Ним, приглашают вести переговоры: «Если действительно наступил конец нашему царству, то позволь нам самим выбрать нашу дальнейшую участь». И так здесь оказывается вот это свиное стадо, в которое вселяется демоны, а животные бросаются в море, чтобы окончательно там погибнуть.

Эта сцена, конечно, в высочайшей степени символична. Она прекрасно работает для тех, кто пытается применить ее к жизни своей души, своим внутренним переживаниям. Потому что Евангелие — это история о Воскресении, о том, что Христос воцаряется. И самый главный вопрос нашей жизни и, если хотите, философский вопрос: «Кто царствует?» Кто царь в твоей жизни?

В истории с этими двумя бесноватыми мы понимаем, что в их жизни царствуют те силы, которые говорят через них, для кого эти люди лишь транспортное средство и лишь уста, которыми они говорят: «Кто царствует?» И Христос приходит для того, чтобы одержать победу.
Этот эпизод, конечно, перекликается с историей искушения Христа в пустыне. Христос пришел в этот мир для того, чтобы сразиться с князем мира сего и для того, чтобы одержать победу. И вот эта победа одержана. Она имеет, как сейчас говорят, практическое значение. Это как Сталинградская битва – самая важная победа одержана, но День победы еще впереди. Бесы удаляются, они постыжены, и вместо них появляются другие люди, которые до этого стояли в тени – свинопасы, молчаливые свидетели того, что произошло. И вот они бегут вперед, в город, для того чтобы предупредить остальных жителей этой страны о произошедшем.

И тут из тени на авансцену выходят другие люди, соотечественники гадаринских бесноватых. И оказывается, эта земля вполне себе обитаемая, она не совсем пустынная, здесь вроде бы живут человеческие существа. И что же происходит? Эти жители умоляют Христа удалиться из их страны.

Это тоже очень символично, очень похоже на историю любого человека, который говорит: «Да, Господи, я готов с Тобой поговорить, может быть, даже принять Тебя, но не сегодня вечером. Удались, пожалуйста, из моей страны». И здесь, конечно, никто не вспоминает об этих освобожденных бесноватых.

Что потрясает в этом эпизоде? Конечно, одиночество Христа. Евангелист Марк рассказывает похожую историю, и скорее всего это были разные истории, несколько раз в жизни Христа происходили случаи изгнания нечистой силы из несчастных людей, это было достаточно распространено. Историю евангелиста Марка, где исцелившийся бесноватый приходит в себя и в ясном уме обращается ко Христу и просит Его взять с собой, не оставлять с этой чужой негостеприимной семьей. Но здесь нет такого человека, никто не хочет пойти вместе со Христом, Христос один. Это очень яркий образ того, что Христос трагически одинок на страницах Евангелия. Хотя вроде бы людей, которые ходят за Ним толпами, очень много, и вроде есть ученики и много кто есть. Но Он один.

Может быть, Свое одиночество Он разделяет только с Отцом. Жест любви, которая исцеляет несчастных людей и которая с уважением относятся к просьбе других квази-бесноватых удалиться от них. Любовь, которая не настаивает на своем, но ретируется для того, чтобы не беспокоить прежде установленного часа — все это показывает любовь, которой любит Бог Свой мир. Бог Себя не навязывает, настоящая любовь себя не навязывает, в этом нет никакого смысла, она прямая противоположность того, когда люди хотят друг другом манипулировать.

И вот на этом все заканчивается… читатель остается один на один с этим эпизодом. Христос отплывает, бесноватые исцелены, люди возвращаются к повседневной жизни, но это странное столкновение с существами, которые говорят не своим голосом, — очень тревожное напоминание всем нам, насколько опасно связываться даже с невинными на первый взгляд нечистыми духами. Потому что очень легко потерять связь с самим собой, потерять свой голос, начать говорить слова, которые тебе в действительности не принадлежат, озвучивать мысли, которые случайно вошли в твою голову, но не являются откровенными желаниями твоего сердца.

Пусть сегодняшнее Евангелие послужит вот этой первой победой, которую одержал воскресший Христос в сердце каждого из нас для того, чтобы каждому из нас по-настоящему жить жизнью осознанной, воскресшей, для того, чтобы по-настоящему принять Его в своем сердце и обрести исцеление и подлинную свободу.
Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Исцеление двух одержимых. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/